Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
8 Марта 2012

если внимательно подойти к церковным торжествам, то ощутишь не раз нотку горечи среди общей сладости. так, например, могли радоваться евреи о восстановлении храма, но самые старшие из них плакали, помня величие прежнего храма в сравнении с восстановленным. храм восстал из унижения – хорошо. но плохо то, что храм вообще подвергался разрушению и осквернению. точно такая же логика уместна и в отношении обретений главы предтечи иоанна.

хорошо, что главу порока нашли, но плохо, что ее теряли. история обретений, с изнанки есть история потерь. и некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые – халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. то нерадивые монахи, от явления самого предтечи получившие повеление хранить его главу, устают (!) нести ее и передают святую ношу попутчику. то еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой иоанна. одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. и подобное знание отрезвляет.

*

первое обретение главы святого пророка иоанна предтечи. источник: www.mpda.ru

чрезвычайно вредно смотреть на историю церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал. а ее нет!

вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда – огненного. так вот, нужно знать, что кроме злобы иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки.

по сути, святой иоанн долгими годами и столетиями не мог (!) найти людей, которые были бы достойными хранителями его беззаконно отсеченной главы. отсюда и череда утрат и обретений.

господи помилуй!

*

но предтечевы праздники, независимо от исторических нюансов, имеют одну непреходящую черту – они возвещают покаяние. «паки, яко же прежде в мире, проповедуеши покаяние», — говорится в тропаре.

что есть язык человеческий, если не подобие ударного музыкального инструмента, если не тимпан, о котором сказано: «да хвалят имя его с ликами, на тимпане и гуслях да поют ему» (пс.149:3) «гусли», это – голосовые связки, подобные натянутым струнам, а вот тимпан – язык. предтечев язык, как набатный колокол, не знал иных мелодий, кроме призыва к покаянию. за это иродиада, как говорит предание, после отсечения главы исколола язык пророка многократно острой иглой. за это и большевики лишали колокола голоса, отрывая язык. так бес не любит призыва к покаянию и молитве; бес ищет людей, могущих исполнить его злую волю и голос сей заставить замолчать.

но глава это не только язык. глава – седалище ума. ум предтечи был облагодатствованным и молящимся. уши иоанна слышали отца, говорящего: «на кого увидишь духа сходящего и пребывающего на нем, тот есть крестящий духом святым» (ин. 1:33) глаза иоанна видели смирившееся, в плоть одетое слово, и духа, как голубя, сходящего на него. видели они и тысячи глаз, увлажненных слезами, искрящихся верой, ободренных надеждой.

*

второе обретение главы святого пророка иоанна предтечи. источник: www.mpda.ru

обретши главу иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся?

подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах.

что мы видим, и что ищем видеть? не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей (1 ин. 1:16) больны, конечно. господи помилуй!

что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? к каким речам мы жадно прислушиваемся? господи помилуй!

если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал иеремия: «смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (иер. 9:21)

что мы говорим? каким речам позволяем подниматься со дна сердца и слетать с кончика языка? не есть ли наш язык источник яда, смешанного с медом? языком «благословляем бога и отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию божию. из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братии мои, сему так быть» (иак. 3:9-10)

о чем мы думаем? в какую барахолку, в какой склад секонд-хенда мы превращаем свой ум и память, унижая их царственное достоинство!

когда еще и увидеть немощь свою, как не в постные дни. в воздержании языка, в очищении ума с какой еще главы брать пример, как не с главы предтечевой?

*

иоанне святый, приклонивший главу под меч, приклони к земле смирения вознесенную нашу гордыню. вкусной пищи не евший, поддержи нас в посте, чтобы подсушив чрево и не услаждая гортань, могли мы ощутить сладость слова божия. звавший людей к исправлению и изменению, голос твой и к нам обрати. позови нас на правые пути, и да услышит сердце наше тебя, вопиющего: «покайтесь». приводивший людей к агнцу, словно невесту к жениху, возьми, иоанне, и нас за руку. доведи нас до сладчайшего иисуса, да и мы пред ним до земли поклонимся, да и мы принесем ему покаяние, да и мы услышим от него: «и я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (ин.8:11)

протоиерей андрей ткаченко

православие и мир