Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
14 Марта 2012

Сегодня, 14 марта, отмечается день православной книги. Именно в этот день 1564 года была выпущена первая на Руси печатная книга Ивана Федорова «Апостол». Поговорим о том, что такое православная книга сегодня и какое место она занимает в жизни современного человека.

Прежде всего нужно отметить, что такое православная литература? Православная литература – это та книга, которая настраивает человека на духовное, настраивает человека на спасение души и показывает пути духовного совершенствования.

Православная литература четко разграничивается по видам. Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид – литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. Можно сказать, что это самое перспективное литературное направление в Православии. Затем мы можем говорить об агиографии – жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все что издревле составляло атрибутику православного человека. И конечно же, большое направление – детская православная литература. Она тоже поражает своим разнообразием и хорошо представлена в храмах и книжных магазинах.

Художественная литература в настоящее время имеет большую долю в спросе. Связано это с тем, что большое количество наших сограждан идут на пути к воцерковлению, очень много воцерковляется детей. Поэтому людям необходима такая литература, которая поможет войти им в церковную ограду, которая даст те истины христианства, заповеди христианские в такой форме, в какой человек привык читать в миру. Среди современных прихожан пользуется спросом такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, там, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Церковь в этой области реагирует на запросы общества.

При этом нужно отметить, что не литература опускается до уровня восприятия общества, а общество поднимается по ступеням до уровня предлагаемой литературы. Несомненно, святоотеческую литературу не многие читают во всем своем объеме. Это чистое золото, но к нему нужно придти. Но и та православная литература, о которой было сказано выше, соответствует предъявляемым ей требованием, а именно имеет направленность на духовное совершенствование человека.

Примечательно, что после советского периода многие неверующие люди при помощи православной литературы пришли в Церковь, обратились к Богу. Несомненно, знакомство в ненавязчивой форме с православной культурой незаметно подвигает человека к осмыслению своего мировоззрения. В 90-е годы большое значение имели место книги диакона Андрея Кураева, его лекции. Из воспоминания многих людей он оказал значительное влияние на мировоззрения на нормальный взгляд на Православие и Церковь, потому что старая советская атеистическая пропаганда в умах людей была весьма продолжительное время.

Если говорить о военном времени, там был запас богослужебной литературы, напечатанный до революции. Нужда начинает возрастать в послевоенное время. Если раньше существовали частные типографии, которые могли издавать книги такого характера, то в это время все типографии были государственными, в результате начинает вводиться жесткое ограничение на возможность издания православной литературы. При Совете министров имелся Совет по делам Русской Православной Церкви, образовавшийся после войны и в каждом регионе был уполномоченный по делам религии, который отвечал за эту деятельность. Необходимо было получать особое разрешение на издание литературы, которое и так было очень ограниченным.

Сейчас мы несколько преуменьшаем роль довоенных богослужебных изданий, ведь по окончании страшной войны по ним совершали богослужения. Верующие люди настолько ценили их, что даже боялись капнуть на них свечкой. Эти книги совершенно активно использовались все советское время и примечательно то, что они дошли до времени 90-х годов относительно в хорошем состоянии.

В советское время существовало жесткое квотирование. Журнал Московской Патриархии, например, издавался с очень большими перерывами в 30-е года, затем после войны. А в 40-е года начали ежегодно издаваться Богослужебные указания, просуществовавшие лишь несколько лет. Был издан сборник проповедей митрополита Николая Ярушевича в 50-е годы, что было большим событием.

Рассказывали, что при посещении иностранной делегации монастыря или храма, совершенно внезапно туда ввозилась партия Нового Завета. Оно стоило 15 рублей – очень большие деньги по тем временам, но, не смотря на такую сумму, наши верующие расхватывали Священное Писание. Это был мнимый показ того, что у нас есть право на свободное вероисповедование. А ведь мы знаем, что Новый Завет являлся полузапрещенной литературой и на границе арестовывались партии этой Священной книги. К сожалению, это были реалии того времени.

Если богослужебные книги, хоть и в ограниченных тиражах, издавались, то об издании просветительской, богословской, художественной литературе не могло быть и речи. А та литература, которая начала появляться в предложении в 90-е годы являлась репринтной.

Также стоит разделить понятия – литература о Православии и православная литератур. Ведь в советское время тоже издавали литературу о Православии, только она была идеологизирована. Так что не вся литература о Православии является православной.

Даже если говорить о современности, то тут тоже сложный вопрос о жестких критериях, когда литература является действительно православной. Исходя из того, что сейчас при Издательском совете РПЦ планируется вводить некое цензурирование, то есть одобрение тех или иных православных книг. Гриф «Одобрено Издательским советом РПЦ» будет удобен для церковных лавок, потому что многие приходы не всегда могут отобрать качественную православную литературу. Часто попадает не совсем православная литература. Вы можете задать вопрос: что значит не совсем православная литература? Дело в том, что на обложке книги могут и использоваться некие православные символы, фотографии церковного характера, иконы, но при этом содержательно книга очень далека от этого.

Существует такие понятия как ересь, раскол. К сожалению, еретическая литература существует и она даже пытается пролезть в церковную лавку. И при этом не всегда даже священник может быстро определить качественность книги, ведь для этого нужно прочитать книгу целиком. Поэтому Издательский совет предпринимает очень правильные шаги. Это очень сложная работа и должно пройти несколько лет, прежде чем достаточно большое количество православных изданий будет иметь этот гриф.

Еще можно заметить тот факт, что православная литература очень редко попадает на лавки светских книжных магазинов, которые более доступны нашим гражданам. Бросается в глаза достаточно небольшой выбор православной литературы, а также ее невысокое качество, попадаются книги и с еретическими текстами. Работники книжных магазинов в силу своей некомпетентности пропускают такую литературу. В связи с этим можно посоветовать православную литературу покупать в храме. Ведь какой-то уровень цензурирования и отбора литературы непременно существует в любом храме.

Обратимся к тем плюсам, которые мы приобрели с возникновения книгопечатания. Несомненный положительный факт заключается в том, что книги стало больше. А когда Эразм Роттердамский напечатал в XV веке свою знаменитую Библию в 1000 экземпляров, это произвело фурор в христианском мире. Хотя в настоящее время такой тираж имеют небольшие издания. Литературы стало сразу много. Изобретение книгопечатания – это информационная революция, когда информация стала распространятся значително быстрее. С другой стороны начало книгопечатания приводит и к определенным проблемам, которые у нас в XVII веке вылелись в старообрядческий раскол. Одним из главных поводов для этого послужил вопрос – по каким книгам при печатании сравнивать богослужебные тексты. Нужно ли соотноситься с греческими текстами или только по славянским? Старообрядцы считали, что нужно было использовать только те книги, которые были составлены на основе славянских текстов. Когда книга издавалась, она превращалась в норму, на которую нужно было ориентироваться, поэтому было важно, чтобы не просочились какие-либо искажения. При дворах существовали целые справщики, занимающиеся сверкой текстов. Долгое время книгопечатание находилось под контролем государства.

За те сто лет от первой книги «Апостол» до старообрядческого раскола наша страна пережила бунт книгопечатания, книгопечатание было очень развито. А после раскола в течение пятидесяти лет выходили долго на прежний уровень. Наш русский человек изначально очень любил книгу. Перед расколом мы достигли высочайшего уровня понимания книги и отношения к ней.

С чего же нужно начинать чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных миссионеров, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева. Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь – это основа христианства.

Заметьте, на что ориентирован современный потребитель, что предлагает нам реклама? Она убеждает в том, что получив тот или иной товар, в результате мы избавимся от лишних усилий и труда, каких-то внутренних затрат. А православная книга – дело весьма затратное с духовной точки зрения. Книга предлагаете людям, которых отучили трудиться, потрудиться, человек незаметно для себя перестает воспринять ее с радостью. Православие предлагает всем людям потрудиться духовно над самим собой. Этому учит и православная литература, и церковные богослужения, проповедь. А если человек не преодолеет себя, то ничему он не сможет научиться и ничего не достигнет.

Книге православной приходит тот, кто нуждается в ней и находит ответы на свои вопросы. А нахождение ответов порождает в человеке духовную радость. Сам Бог открывается через чтение текстов.

Подготовил диакон Дмитрий АЛИКИН