Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
4 Мая 2012

«Богатство – что тяжкий недуг», «Большое богатство человека в собаку превращает»… Как только не именовали богатых древние русские поговорки, и вывод был один – состоятельный человек хорошим быть не может. Прошло немало столетий, а стереотип еще встречается в нашем обществе. Книга «Бедность и богатство» Сергея Шарапова и Марины Улыбашевой рассказывает о том, каким должен быть православный предприниматель.

Реклама, формы собственности, благотворительность – в своем труде авторы затронули весь спектр предпринимательства. Первая мысль, которая пришла ко мне в голову, когда я увидела эту книгу в нашей лавке – это чтение только для бизнесменов. Оказалось, с наболевшей темой богатства авторы обратились к широкому кругу читателей. Как же это касается всех нас?

Чтобы ответить на это вопрос, обратимся к содержанию книги. Интересно, то, как к основной мысли ведут рассуждения о типичных образах богача и бедняга в литературе, как форме самовыражения народа. В ветхозаветные же времена у древнееврейского народа богатство, наоборот, было прямым свидетельством Божьего благословения. Благодаря этому противопоставлению, как и остальным в книге, мысли легко и быстро воспринимаются.

Слова Иисуса Христа о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», звучат как приговор. И тем не менее, не все так просто. В Евангелии, доказывают авторы, Спаситель берет для Своих притч примеры из жизни торгующих и не только не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Как же все это понимать? Главный вывод книги – спасение человека от богатства не зависит. В самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие греховной воли человека. Подчеркивается, что пристрастие к имуществу – это болезнь, которая часто поражает не только богатых, но и бедных, и даже нищих. Можно раздать имение, поступить в монастырь и иметь такое пристрастие к своей единственной рубахе, как и богатый не привяжется к своему богатству. Это же касается и политики. Говорят, что политика – грязное дело, и если не хочешь испачкаться, лучше не «ходить на совет нечестивых». На самом деле, политика – дело ни грязное, ни чистое, как и многое другое, политика – вещь совершенно нейтральная сама по себе, и только люди делают ее либо чистой, либо грязной.

Огромное достоинство книги – обилие цитат святых отцов церкви, «Основ социальной концепции РПЦ», «Этического кодекса православного предпринимателя» (о существовании которого я узнала из этой книги), иллюстраций и даже анекдотов. Чувствуется, что на написание труда у авторов ушло немало времени и сил. Самая яркая мысль книги, на мой взгляд, – слова Иоанна Златоуста: «Это я говорю не потому, что деньги – грех: грех не уделять их бедным и плохо пользоваться ими. Бог не создал ничего плохого, но все очень хорошо; так что и деньги хороши».

Немалая часть труда посвящена отношениям работодателя и работника, партнеров по бизнесу. Неоднозначно, на мой взгляд, объясняются пороки на рабочих местах, такие как воровство, потребительство. По мнению авторов, «наша страна пережила негативный опыт хозяйствования советского периода в фазе его разложения, когда труд сплошь и рядом был неэффективным, некачественным». Не думаю, что в процветании воровства стоит винить именно советскую экономику, ее корни растут еще с древних времен. Однако данные рассуждения не преуменьшают силу этих глав, в которых ключевым словом можно назвать «смирение». «Истинное смирение способно разрешить проблемы, кажущиеся неразрешимыми, восстановить отношения, кажущиеся не подлежащими восстановлению», - пишут авторы.

Еще один актуальный вопрос – воля Божья и Божие попущение. То есть можно оказаться богатым и по Божьему попущению, это те случаи, когда Господь уступает человеческой воле, хотя знает заранее, что воля эта не благая, и что она принесет человеку страдания. Таким образом, Господь укрепляет людей, дает им возможность прозреть и исправить свою жизнь. И поэтому, пишут авторы, любое несчастье, к примеру, потерю богатства, мы должны воспринимать правильно.

Правдивый и свободный от предвзятости взгляд на предпринимательство на основе православных ценностей – авторам, на мой взгляд, удался. И книгу, действительно, полезно почитать всем. Бизнесменам – чтобы благосостояние служило материальной основой для духовного роста личности, остальным – хотя бы для того, чтобы отношение к богатым не было очерчено туманными стереотипами, а труд стал способом самовоспитания.

Вероника ВЯТКИНА