Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
8 Июня 2012

Сегодня, 8 июня, в польской столице состоится торжественная церемония открытия Евро-2012. На православных сообществах форумах в эти дни начинается активное обсуждение таких вопросов, как «Можно ли смотреть футбол и переживать за любимую команду?», «Может ли просмотр футбольного матча навредить душе?», «Как можно «болеть», а как нельзя?»

На эти и другие вопросы отвечает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева.

— Многих православных молодых людей волнует вопрос, можно ли смотреть футбольные трансляции и «болеть» за «наших». Что бы Вы ответили этим людям?

— Надо всегда учитывать, что существуют две стороны: есть максимум, есть минимум, есть древние принципы акривии и икономии. Принцип акривии — это принцип строгости во всех отношениях. Если руководствоваться этим принципом, то смотреть футбол, как и все остальные программы по телевидению, наверно, не стоит. Лучше помолиться, заняться благим делом, помощью ближнему, например. А есть принцип икономии.

Принцип акривии, конечно, больше присущ монашествующим. Если монах в келии смотрит матч и активно реагирует на отдельные моменты, я думаю, это будет соблазнительно и не нужно. Я считаю, вообще телевизор в келии не нужен.

Для простого православного мирянина, который живет обычной жизнью, исполняет молитвенные правила, исповедуется, причащается, да и для белого священника нет ничего предосудительного в том, чтобы в свободное время самому заняться каким-то видом спорта.

Помню, как к нам в семинарию приезжал владыка Антоний Сурожский (Блюм), еще в советское время. Однажды он, рассказывая о чем-то, произнес одну фразу, которая тогда нас поразила: «Как-то после воскресной Литургии мы с молодыми прихожанами играли в волейбол». И это мне так понравилось! Это ведь нормально, что митрополит играет с молодыми прихожанами в волейбол. Я бы сам с удовольствием со своими ребятами из воскресной школы поиграл бы и в футбол, и в волейбол, если бы смог в моем возрасте. И на лыжах с удовольствием бы прошел! Это ведь очень сближает. По крайней мере, это лучше, чем сидеть за столом и переедать.

Поэтому я думаю, что интерес к спорту — это нормально. Другое дело, что мне не нравится слово «болеть». Болеть вообще не надо: ни так, ни по-другому. Интерес к этому чемпионату сейчас общенациональный. А так как мы русские люди, мы должны жить радостями своего народа. А то, что наша команда в 2008 году на Чемпионате Европы дошла до полуфинала — это настоящая радость. Она давно не выходила вообще никуда, а вдруг вышла. Вполне нормально смотреть матч с нашим участием, тем более что ребята играют сейчас хорошо. Это лучше, чем смотреть какой-нибудь боевик. Другое дело, что излишние эмоции вообще вредны. Тем более, для верующего человека. Должна быть трезвость и мера.

Я вот искренне порадовался, когда «наши» выиграли у голландцев. Это было как раз накануне праздника Кирилла Белозерского. Я был в Кирилло-Белозерском монастыре, мы отслужили долгую Всенощную по монашескому чину, прочитали правило, а потом включили матч и уже до конца не могли оторваться. На следующий день в 6 часов встали и пошли на службу. И это нисколько нам не повредило, кроме того, что не выспались. Наоборот, мы с радостью обошли крестным ходом вокруг монастыря, отслужили Литургию. Для себя внутренне я не почувствовал никакого вреда. Духовной пользы, правда, это тоже не принесло. Зато была радость русского человека за российскую команду.

У меня храм находится рядом со стадионом «Торпедо». Я много раз наблюдал, как ребята из команды «Торпедо», которой сейчас уже нет, забегали в храм перед матчем, ставили свечки. Я радовался за них и желал им победы. Иногда они побеждали. Конечно, это личное, ничего божественного здесь нет. Если футболист, верующий человек, молится Богу: «Господи, вот я много очень трудился для этого. Если Ты благословишь победу, я буду тебе благодарен», то это правильно. Всякая молитва должна иметь лейтмотив «Да будет воля твоя, Господи».

Меня однажды пригласили в одну команду, которая постоянно проигрывала, отслужить молебен. Раз просят, значит, надо служить. И я поехал на их спортивную базу. Тренеры собрали ребят. Стоят они все унылые, все — люди неверующие, нецерковные. Я решил их чем-то заинтересовать и предложил им беспроигрышный вариант, гарантирующий победу. Ребята оживились. «За весь матч — ни одного слова мата», — был мой наказ. Сразу у всех глаза потухли. Но это была шутка, конечно.

— Могут ли спортивные победы быть знаком возрождения страны в целом, ее мощи и культуры?

— Я думаю, что подобные успехи зависят от некоторого повышенного психологического уровня. Наши футболисты сейчас играют не первоклассно, но у них есть какой-то внутренний мотив и желание выиграть. Вот это желание обязательно должно быть в любом деле. Если его нет, то и успехов не будет. Наши достижения в футболе, хоккее и других областях воодушевляют нацию, помогают преодолевать трудности. Человек, глядя, как они выполняют свою работу и добиваются успехов, тоже захочет лучшим образом проявить себя в своей области.

Успехи нашей сборной в смысле авторитета нашей страны будет иметь большое значение.

— Профессиональный спорт — это серьезные искушения: большие деньги, взятки, тщеславие, наконец. Значит ли это, что для православного человека дорога в большой спорт закрыта?

— Никоим образом. Большой спорт — это большие труды, напряжение воли, определенный аскетизм. Да, серьезные спортивные достижения приносят большие деньги. Человек, который пишет книги, даже духовные, издающиеся большими тиражами, получает большие гонорары. Это вполне естественно.

Искушения есть у всех. Они есть и у бомжей, которые ничего не имеют. Наша задача — бороться с искушениями. Священное Писание говорит о том, что соблазны вокруг нас, но горе тому, через кого эти соблазны приходят. И у наших футболистов есть соблазны. Каждый игрок нашей сборной по футболу — уже национальный герой. Он несет определенную ответственность перед обществом, то есть он уже не может себе позволить совершать грехи, которые сразу станут публичными.

— То есть, даже какую-то пользу можно извлечь?

— Это серьезная польза. Герой не может быть пьяницей, матершинником и вести себя аморально. Поэтому волей-неволей нужно соответствовать этому высокому статусу.

— На одном форуме встретилось такое высказывание: «Главная прелесть футбола и спорта в целом — в том, что там очень коварно умеют подменять понятия. Вот и учат одних переживать за одну команду, которая другую команду обманывает, унижает, а других за другую... Но при этом одни переживающие ненавидят других. А провокаторы преподносят это как воспитание благородного чувства». Как бы Вы могли прокомментировать такие слова?

— Мне не нравится слово «спортивная злость». Со злостью ничего невозможно сделать, ее не должно быть. У меня есть знакомый, мастер международного уровня, который занимается вольной борьбой. Он не раз отмечал, что, как только теряешь самообладание, сразу начинаешь проигрывать. Поэтому в любом виде спорта не должно быть злости и ярости. Лишние эмоции всегда вредны. Должны быть мастерство и кураж, воодушевление и желание выиграть.

— Матчи и «боление» всегда сопровождаются деструктивными последствиями, болельщики много ругаются матом, входят в «раж». Где граница между допустимым образом «боления» и тем, которого надо категорически опасаться?

— Если человек ругается матом, напивается, крушит все вокруг, это говорит о сумасшествии. Всё, что выходит за рамки нормальной жизни, должно отсекаться. Конечно, мы можем проявлять свои эмоции различными способами, но в рамках дозволенного. Иначе это уже страсть. К тому же, есть такое понятие, как «культурный человек». Нужно всегда оставаться культурным человеком, даже на стадионе.

— Некоторые группы болельщиков на своих плакатах и растяжках используют изображение христианской символики, пишут «С нами Бог» или «Сегодня победит православие». Как Вы относитесь к подобному декларированию своих религиозных взглядов на футбольных матчах?

— Я думаю, что модное сейчас слово «слоган», пришедшее из области рекламы, по сути, чуждо для нас. Оно имеет какой-то пренебрежительный оттенок. Тем более, в команде могут играть люди не православные и не верующие. Россия — многоконфессиональная страна. Можно ведь построить эту фразу иначе, например, «Сегодня победит наша команда» или «Мы сегодня победим». Это ведь большая ответственность называть себя православным. Меня всегда настораживают такие заявления.

У монахов Афонского монастыря Эсфигмен есть девиз «Православие или смерть!». В первые века христианства такая альтернатива, действительно, существовала: или ты остаешься православным или тебя сажают в тюрьму и казнят.

Этот девиз должен быть внутри человека, чтобы не впустую его декларировать.

А если эта команда не победит? Это значит, что православие не победило? А мы ведь знаем, оно побеждает всегда, потому что это — истина. Поэтому, я думаю, такие формулировки не оправданы, надо к ним относиться с осторожностью.

— То есть, нет ничего вредного для человека и страшного в том, что он дома смотрит футбольный матч?

— Ничего страшного. Мы недавно как раз издали книгу, которая так и называется — «Ничего страшного».

Самое страшное — это потерять связь с Богом. А всё остальное — не беда.

Беседовала Мария Моисеева
Источник: http://www.hram-evenkya.ru