Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
6 Апреля 2013

Величественный Благовещенский собор, имевший своим явным прототипом Успенский собор Московского Кремля, поднялся в Казани очень быстро, и это подтверждало всю основательность намерений царя Иоанна IV относительно приобретенных на востоке земель. Россия обосновалась здесь всерьез и надолго.

Вид на Казанский Кремль

ПСКОВСКАЯ РАБОТА

В феврале 1555 года, после завоевания Иваном VI Казани, на Соборе рус­ских архипастырей митрополит Макарий поставил в архиепископы Казанские настоятеля Свято-Троицкого Селижаровского монастыря игумена Гурия. Судя по всему, тут не обошлось без царского указания, хотя, согласно историческим сви­детельствам, выбор производился по жребию из четырех кандидатов. В помощники святителю Гурию на­значались архимандрит Герман и игумен Варсонофий, бывшие на­стоятели Старицкой и Пешношской обителей. В конце мая нового архи­пастыря провожали в Москве царь, митрополит Макарий и все москов­ское духовенство и боярство. В июле Гурий прибыл к месту своего служе­ния.

Святитель Гурий Казанский

Главной заботой святителя на пер­вых порах было устроение достойно­го кафедрального собора. Царская помощь не заставила себя долго ждать — в декабре 1555 года последо­вал указ Иоанна IV направить в Казань двести мастеров, восемьдесят из них занялись соборным хра­мом. В 1556 году состоялась закладка собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Работы ве­лись под руководством Постника Яковлева, который являет­ся одним из двух авторов собора Ва­силия Блаженного в Москве. В каче­стве образца предлагалось равняться на Успенский собор Московского Кремля — тем самым определялось значение нового соборного храма для покоренных земель. Камень до­бывался на противоположном берегу Волги. В 1562 году собор был готов, и 15 августа архиепископ Гурий освя­тил его.

Иван Ширяй и Посник Яковлев, строители Благовещенского собора

Казанский Благовещенский собор повидал на своем веку многое — и пожары, и эпидемии, и военные действия. Он пережил многочисленные перестройки. В его стенах неизменно бывали все знаменитости, посещавшие Казань. Наконец, в прошлом веке храм оказался на краю гибели, но чудесным образом был спасен.

Успенский собор Московского Кремля

Изначально Благовещенский собор представлял собой классический крестово-купольный храм с пятиглавием и двумя приделами. Видимо, вскоре после завершения строительства он обзавелся деревянной колокольней. Спустя несколько десятилетий на этом месте встала каменная пятиярусная колокольня, вызывавшая неизменное восхищение у тех, кто о ней писал. В нижнем ярусе ее находился самый большой колокол Казани — весом около 25 тонн.

В БОРЬБЕ С ОГНЕМ

Самым страшным бичом Благовещенского собора до середины XIX столетия были пожары, с удручающим постоянством вспыхивавшие в Казани.

Особенно большой ущерб нанесли храму пожары 1672, 1694, 1742, 1749 и 1815 годов. Падали колокола, выгорали стены, расписанные фресками, и иконостасы, повреждался даже чугунный пол. Был еще один — специфический — пожар 1774 года, когда Казань захватил Емельян Пугачев, но тогда огонь не добрался до кремля — как, впрочем, не смог его взять и «воскресший» «император Петр Федорович» со своими буйными сподвижниками, подвергнувший крепость лишь яростной бомбардировке.

Взятие Казани войсками Пугачева. Картина Ф. Моллера

После пожара 1694 года была предпринята первая серьезная реконструкция храма: тогда растесали окна и на северной стороне возвели небольшую теплую церковь Рождества Христова, соединенную с собором переходом.

Следующая реконструкция относится к 1736 году. Главы, бывшие до того шлемовидными, заменили: боковые — на луковичные, а центральную — на грушевидную, в стилистике «украинского барокко». Тогда же, в 1736 году, собор расширили, пристроив к нему одноэтажную трапезную.

Вид Казанской крепости со стороны реки Казанки. 1834, гравюра В. Турина

Наконец, последняя крупная перестройка была произведена в 1840-е годы. Надо сказать, что чуть раньше пошли разговоры о том, что Благовещенский собор ввиду своей малости не способен далее исполнять роль кафедрального храма; при этом высказывались различные идеи: вплоть до сноса старой церкви и строительства на этом месте нового собора. Николай I, посетивший Казань в 1836 голу, со свойственной ему решительностью все эти толки прекратил, приказав увеличить площадь храма и сделать его теплым. Губернский архитектор Фома Петонди подготовил проект, который в 1841—1845 годах реализовали. Теплую Христорождественскую церковь разобрали, прежние приделы включили в основной объем здания, а с юга и севера возвели две новые придельные церкви. Одновременно с запада к собору пристроили просторную двухсветную трапезную, существенно превосходившую размерами свою предшественницу. Она заканчивалась открытым высоким крыльцом, позже превращенным в крытую паперть. В соборе устроили «классическое» печное отопление, замененное в начале XX века калориферным.

Наконец, в конце XIX столетия в Благовещенском соборе освятили еще один престол — во имя Всех Святых: в подвальном этаже, прямо под алтарем.

НА КРАЮ ГИБЕЛИ

В сентябре 1918 года к Казани подошли части Красной армии. Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу — в результате Благовещенский собор на шестьдесят лет лишился всех своих куполов. После утверждения советской власти в городе кремль был объявлен военным городком, свободный доступ сюда прекратили, а собор (как и все другие кремлевские храмы) — «за ненадобностью» — закрыли. В 1920 году его передали обновленцам, богослужения здесь проводились до 1925 года. В этот период богатейший храм неоднократно ограблялся большевиками — пропало многое: ценнейшие иконы, утварь, древние книги, исторические реликвии... В 1925 году собор как место молитвы был окончательно упразднен, его передали Музейному отделу, позже он посту пил в распоряжение Госархива Татарстана. В 1928 году новые хозяева кремля разобрали красивейшую соборную колокольню.

Благовещенский собор с еще с пристроенной колокольней. Колокольня была уничтожена в 1920-х годах.

Угроза гибели нависла над соборным храмом в 1929 году, когда обсуждался вопрос об уничтожении всех кремлевских церквей — в том числе и Благовещенского собора. ЦИК республики, учитывая «недостаток строительных материалов», не возражал против этого. Но Благовещенский собор чудесным образом был спасен, потеряв лишь западное крыльцо. Другим церквам повезло меньше — так, соборный храм кремлевского Спасо-Преображенского монастыря все-таки разрушили.

Благовещенский собор в разрушенном состоянии в советское время

Немым укором соотечественникам Благовещенский собор простоял до конца 1970-х годов, когда все-таки началась его реставрация.

ИМЕНИТЫЕ ГОСТИ

Почти все самодержцы, начиная с Петра I, наносили визиты в Казань. По прибытии в город они первым делом шли в Благовещенский кафедральный собор, благословлялись у казанских архипастырей, а потом уж занимались делами или... развлечениями. Вот хронология этих посещений: 1722 год — Петр I (которого привлекла в Казань забота об устроении местного адмиралтейства); 1767 год — Екатерина II (известен кокетливый «отчет» императрицы об этой поездке, адресованный Вольтеру); 1798 год — Павел I с наследником престола Александром (будущим Александром I); 1836 год — Николай I; 1871 год — Александр II (впервые он побывал в Казани в 1837 году, еще в ранге цесаревича); 1866, 1869, 1871 годы — будущий Александр III.

Император Петр I. По его повелению в Казани был построен Петропавловский собор

Видел Благовещенский собор и великих деятелей культуры. Вспомним хотя бы Пушкина, проведшего двое суток в Казани в сентябре 1833 года и собиравшего здесь материалы для «Истории пугачевского бунта», или Шаляпина, певшего в юности в соборном хоре.

ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В 1995 году закончился «советско-утилитарный» сюжет истории Благовещенского собора. Он оказался довольно долгим и тянулся около семидесяти лет. После этого собору потребовался серьезный ремонт, и лишь в первое десятилетие XXI века молитва вернулась в стены храма.

Реставрационные работы интерьера собора

Музейные храмы, в которых проводятся богослужения, — не редкость в наше время. Благовещенский собор Казанского кремля — из их числа. Хорошо ли это, плохо ли? Однозначных ответов на этот вопрос не существует, тут слишком много привходящих обстоятельств (не последнее из которых — финансирование), но одно сказать можно наверняка — в любом случае, по сравнению с советской эпохой это очевидное улучшение.

Восстановление Благовещенского собора

До конца 1970-х годов Благовещенский собор вообще мало походил на православный храм, оставаясь без глав и ряда архитектурных элементов, уничтоженных в богоборческие годы. Внутреннее пространство собора перегородили четырьмя ярусами перекрытий, приспособив для более удобной деятельности Государственного архива республики. Кажется, о каких-то кардинальных изменениях бытия православного храма тогда никто не думал, но экстерьер решили все-таки привести в порядок — в мирную и как бы культурную эпоху, каковой представлялись 1970-е, содержать в таком виде известный исторический памятник было уже просто неприлично. В 1978 году появился проект «фрагментарной» реставрации, и уже спустя год храм наконец-то вернул себе пятиглавие.

Освящение собора архиепископом (ныне митрополитом) Анастасием, 2005 год.

Но лишь в 1990-е годы оказалось возможным сделать решительные шаги к восстановлению исторической справедливости. В 1995 году тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев специальным указом включил Благовещенский собор в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». К 1997 году последние работники Госархива покинули храм, и в нем начались ремонтные работы. Восемь лет понадобилось для того, чтобы привести собор в порядок — как снаружи, так и внутри. Были восстановлены утраченные элементы экстерьера, отреставрированы фрески, воссозданы иконостас и прочие элементы церковного убранства.

Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе, 21 июля 2005 год.

Торжества, связанные с открытием возрожденного Благовещенского собора и его освящением, состоялись летом 2005 года — в атмосфере сплошных юбилеев, накрывших столицу Татарстана в том году: мы имеем в виду 1000-летие города и 450-летие учреждения Казанской епархии. Храм оставался собственностью музея, но в нем возобновлялись богослужения. 19 июля 2005 года архиепископ Казанский и Татарстанский (ныне митрополит) Анастасий освятил кремлевский собор. Спустя два дня, 21 июля, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в нем первую с 1920-х годов литургию. В ходе торжеств Патриарх и президент Татарстана произнесли речи. М. Шаймиев, в частности, пожелал храму, чтобы его больше никогда не коснулись «разрушительные ветры социальных потрясений, а благая весть, ниспосланная более двух тысяч лет назад человечеству, всегда пребывала с прихожанами Благовещенского собора...»

Источник: журнал "Православные храмы", апрель 2013 г., №30