Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
18 Мая 2011

26-27 апреля Управляющий Казанской епархией архиепископ Анастасий посетил г. Набережные Челны с пасхальным визитом. В своей насыщенной программе мероприятий Владыка любезно выделил время для того, чтобы ответить на вопросы нашего корреспондента.

– Ваше Высокопреосвященство! Читателям газеты «Боровецкий вестник» и посетителям Интернет-сайта Свято-Вознесенского Архиерейского подворья интересен Ваш взгляд на современное состояние Церкви в сравнении с жизнью Церкви в советские времена. Понятно, что все меняется к лучшему. Но, что-то же Церковь вынесла из этих испытаний? Например, борьба за веру…

– Вы знаете, борьба за веру не была борьбой. Из верующих людей советских лет мы получили тот твердый фундамент, на котором строилась и строится сейчас наша Церковь. Поскольку я знаком с Челнами уже более 20 лет, я знаком и с теми православными людьми, которые стояли у истоков возрождения церковности на этой земле. Я помню, что тогда действительно был такой подъем, такими самоотверженными были люди, открывавшие первый молитвенный дом. Помню, насколько недосягаема для нас тогда была эта Боровецкая церковь. Мы смотрели на это здание и думали, что оно никогда не будет нашим, не будет там совершаться богослужение... Уполномоченный по делам религий сказал: «Даже не думайте, что этот храм будет когда-нибудь вам передан. Вот вам сарай, тут сидите и молитесь».

Но в этом маленьком молитвенном доме тогда бил настоящий духовный родник, с этого все и началось – не было бы его, не было бы и сегодняшнего внешнего благополучия в нашей Церкви, потому что они, те люди, заложили основание возрождения той духовности, которую мы сейчас имеем. Я бы не сказал, что сейчас у нас все расцвело махровым цветом. Внешне – да, – строятся храмы, возрождаются другие религиозные учреждения. Но того духовного горения, того внутреннего духовного состояния, которое было у предшествовавших нам поколений людей, уже нет. И я вот смотрю на людей, которые приходят сегодня в храм, это уже совершенно другие люди. Они не прошли сквозь горнило гонений 60-х годов. Мне лично приходилось общаться с людьми, которые перенесли гонения не только 60-х, но и 20-30-х годов. И я считаю, что я – счастливый человек, потому что мне довелось с этими людьми иметь общение, через которое я получил очень большой запас твердости, чтобы потом, хотя бы немного подражать их святой жизни, их вере.

– Как Вы думаете, можно ли сравнить то золотое время с нашим нынешним положением Церкви. Приблизилась ли сейчас ситуация хотя бы на немного к тому, что было тогда? Сейчас вот у нас все можно…

– Вот, наверно, «все можно» играет не совсем положительную роль, потому что через страдания, через гонения человек закаляется. Я вспоминаю 60-е годы – годы моей юности, насколько это было опасно быть христианином, верующим человеком, насколько интересно, мы были готовы ради этого отдавать все время и силы, жертвовать материальным, внешним благополучием, – те условия были для нас большим стимулом. А сейчас немножко теплохладное отношение у людей. Кто сегодня составляет основной контингент верующих? Это люди, жившие вне христианской цивилизации, люди постсоветского пространства, для которых Богом являются материальные блага. И только создание материальной почвы для жизни, обеспечение семьи, являются для таких людей сегодня главными. «Будем есть, пить, потому что завтра умирать» – по этому принципу и живет сейчас наше современное общество.

130,08 Kb [800X536]– К сожалению, да. Годы хрущевских гонений были для Вас самыми тяжелыми и радостными одновременно. А что сегодня, в Церкви постсоветского времени Вас радует и огорчает?

– Вы знаете, радует то, что строятся, возрождаются храмы. Есть возможность открывать воскресные школы, вести социальную, миссионерскую работу. Печалит то, что мало кто откликается на призыв Христа, чтобы послужить Ему всем сердцем и всей душой. К сожалению, в обществе присутствует меркантильность, не каждый готов себя отдать на служение Богу. Священнослужители не стремятся готовить на приходах будущее поколение пастырей, абитуриентов для поступления в духовные учебные заведения, готовить себе достойную смену… Прохладное отношение к монашеству, которого даже в те советские годы не встречалось – тайные постриги были рискованным, но довольно частым явлением. Если бы уполномоченный совета по делам религий узнал об этом, то священника могли бы совсем лишить регистрации и права совершать богослужения. А теперь все открыто, но в монастыри не очень идут, потому что человек хочет держаться и за ту и за другую сторону жизни, не может расстаться до конца с мирскими благами. Вот, например, пожилые люди, – и дома-то они никому не нужны, сама обстановка выталкивает их из этой жизненной среды – казалось бы, уйди в монастырь и молись за своих детей непутевых, наладь свой внутренний мир. Хоть в преклонном возрасте, но отдай себя на служение Богу, в монастыре будет совсем другая обстановка, изменится мировоззрение. Но люди этого не хотят – и Богу хотят служить и с миром не хотят расставаться, не могут отдать себя на всецелое служение Христу.

– Все-таки такие люди есть и что бы Вы посоветовали желающим принять монашество?

– В первую очередь я бы посоветовал не бежать в монастырь, отчаявшись в жизни, разочаровавшись в любви или поругавшись с супругом. Монастырь – это не решение проблемы, это – серьезный и решительный шаг, это – не в магазин сходить или какую-то проблему домашнюю решить, и даже не дом построить… Это куда страшнее и серьезнее. А совсем молодым я бы посоветовал не всем повально бежать поступать учиться на юристов и экономистов, а подумать, не хотелось бы им получить богословское образование. Тем более, сейчас идет реорганизация духовного образования по Болонскому процессу и теперь люди с дипломом семинарии смогут работать не только в церковной сфере, но и в светских областях, получив документ государственного образца.

– В этом году состоится первый выпуск Школы катехизаторов Свято-Вознесенского Архиерейского подворья. Насколько, как Вам кажется, будут востребованы такие специалисты в церковной среде нашей епархии, и будет ли их диплом приоритетным по сравнению с равноценным светским дипломом, если они приедут на работу в воскресную школу Казани, например?

– Ну конечно, потому что у нас в Казани тоже есть трехгодичные Катехизаторские курсы. Даже если приходит хороший педагог со светским образованием, он не знает элементарных основ религии. Хорошо было бы, если б эти педагоги проходили еще и курсы катехизации, тогда их светское образование стало бы фундаментом для дальнейшей работы и укрепления в религиозном плане. Одно другому не будет мешать.

– А в других епархиях будут востребованы наши специалисты, как Вы думаете?

– В других епархиях тоже нуждаются в таких кадрах, не везде сейчас есть такие курсы. Я думаю, специалист с таким дипломом найдет себе работу не только в Татарстане.

– От чего сегодня зависит преподавание в школах Татарстана ОПК и основ других религий? Что может ускорить процесс? Что мы можем сделать?

– Сейчас этот вопрос как-то повис в воздухе и не только в Татарстане, но и в России тоже. Были обещания, что к 2012 году будет введено преподавание основ религий, но сейчас этот вопрос пока не продвигается. Но введение этого предмета в школах тоже своего рода палка о двух концах. Опасность состоит в том, что основы исламской или православной культуры будут преподавать неспециалисты и что из этого получится? Может ли мусульманин преподавать основы Православия или наоборот? Я думаю, что неплохо было бы ввести в школах курс религиоведения. Нам попал в руки проект такого учебника по религиоведению, разработанного именно для нашей республики, где рассматриваются история и основные аспекты таких мировых религий, как Православие, Католицизм, Протестантизм, Ислам и Иудаизм. Мне кажется, было бы более полезно нашим ребятам иметь хотя бы историческое представление о религиях: кто, во что и как верит.

– Владыка, какие ваши любимые молитвы или слова молитвы? Какая, на Ваш взгляд, самая ёмкая молитва?

– Самые ёмкие слова – в Иисусовой молитве. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Именно Иисусова молитва должна сопутствовать человеку в течение всего дня. У каждого священнослужителя есть свое любимое правило. Я бы посоветовал читать Серафимовское правило, потому что оно очень и очень помогает. Какие бы вражьи нападки тебя не одолевали в течение дня, Матерь Божия обязательно поможет выстоять в этой борьбе. Поэтому Иисусова молитва и Богородичное правило – это основные правила для нас, если не хватает времени в течение дня.

– Однажды Вы сказали, что счастье – это нести свой крест с кротостью и смирением. А как человеку понять, что это именно его крест, а не какая-то обычная жизненная ситуация, требующая срочного разрешения, какого-то волевого усилия, отказа от чего-то, а не смирения с этим, например?

– У нас кроме ума есть еще и сердце. Умом мы можем рассуждать, правильно мы поступаем или неправильно, но надо еще и послушать сердце – оно само подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Слушайте голос своего сердца – это голос совести, это голос Божий – и обязательно выберите правильное решение. Ведь Умом Бога не познать.

– Сейчас идет Пасхальная неделя. Расскажите, пожалуйста, как в советское время отмечали Пасху?

– В советское время было другое восприятие окружающего мира, мы были моложе и сентиментальнее, наверно. И все это было так интересно, все эти приготовления к празднику Пасхи, и сама природа даже как-то постепенно приготавливалась к этому Дню. Все было покрыто таким таинственным мраком. Вот в четверг я буду служить Литургию в Царицинском храме Казанской иконы Божией Матери (храм в Казани, который не закрывался на времена безбожия – ред.), вот в нем до сих пор поддерживаются те традиции, сохранившиеся с давних времен. Мне этот храм очень близок, я всегда отдыхаю в нем душой и очень люблю служить там. Этот храм всегда на Пасху, как и в советские времена, украшается электрическими гирляндами и еловыми веточками. В нем сохранилась особенная атмосфера тех лет.

– Ваше Высокопреосвященство! Благодарим Вас, что посетили Подворье и уделили время для интервью. Просим пожелать что-нибудь нашим читателям.

– Читателям желаю больше читать святых отцов и другую духовную литературу. Я сегодня посетил книжную лавку Подворья – там очень богатый выбор литературы.

– Спаси Вас Господи, Владыко!

Беседовала Юлия КОКОРИНА