Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
17 Февраля 2012

В Татарстане по деревням ездит уникальный автобус-храм, за рулем которого сидит православный священник.

Отец Андрей Стребков — его водитель и настоятель — берет с собой в миссионерские поездки православный театр кукол и группу бабушек-миссионерок. В одной из таких поездок приняла участие корреспондент журнала «Нескучный сад» Екатерина СТЕПАНОВА.

Наши люди

— Сначала я очень переживал, — рассказывает отец Андрей Стребков, настоятель Свято-Троицкого собора в городе Заинск, — вот приеду в деревню на автобусе-храме, как люди будут его воспринимать? Скажут: «Чего это батюшка напридумывал — церковь какую-то на колесах соорудил». Но когда я начал ездить, был удивлен. Люди приходили и плакали. До сих пор помню бабушку, которая, увидев автобус издалека, начала трижды земно кланяться. Потому что для нее это — храм, церковь Божия, и она совершенно не воспринимала его как автобус. Тогда я понял, что это нужно Богу и что Бог благословляет».

А началась эта увлекательная история с публикации в нашем журнале. Отец Андрей прочитал в одном из номеров «Нескучного сада» статью о миссионерской поездке отца Даниила Сысоева. Давно мечтавший о такой активной деятельности, отец Андрей поехал в Москву. В храме Апостола Фомы он познакомился с неутомимыми мис-сионерами, подружился с отцом Даниилом и, вдохновленный его ярким примером, решил организовать миссию у себя на приходе.

— Первые три года мы ездили в миссию с храмом-палаткой, — рассказывает отец Андрей, — Но была опасность, что сильный ветер поднимет палатку в воздух— мы рисковали опрокинуть престол, покалечить людей. Целыми днями я ломал голову, как бы нам иначе устроить передвижной храм. Идея пришла, когда я ехал по городу в рейсовом автобусе. Вдруг я увидел, какой он большой. Полная загрузка городского автобуса — 100 человек. Даже если отгородить половину под алтарь — поместятся еще 50. А нам и достаточно!

Сел и поехал!

О том, чтобы купить новый автобус, мечтать не приходилось. Он стоит не меньше 3 миллионов рублей. Такая сумма непосильна для небольшого заинского прихода, который и так с трудом покрывает миссионерские расходы — ведь каждая поездка стоит денег: бензин, продукты, литература, бивуачное снаряжение (в деревнях миссионеры живут палаточным лагерем). Но на счастье, среди прихожан оказался директор частного автопарка и у него был старый списанный ЛИАЗ, который он уступил всего за 100 тысяч рублей.

— Чтобы запустить этот проект, — рассказывает отец Андрей, — мне пришлось продать свою машину. На вырученные деньги мы всю зиму делали из автобуса храм — выкинули сиденья, поменяли всю обшивку внутри, покрасили снаружи, установили иконостас, оборудовали алтарь. В общем, к началу лета автобус-храм был полностью готов!

Пришлось батюшке окончить водительские курсы и получить соответствующие права. Правда, практика показала, что к ним необходим и сертификат автомеханика — 10-летний автобус ломается по три-четыре раза за поездку. Но отец Андрей не унывает, наоборот, нахваливает:

— Вот я думал, каких только храмов нет — и вагон-храм и даже пароход-храм, но все-таки автобус-храм — самое лучшее! Мне не нужен локомотив с машинистом и проводниками, не нужна команда матросов с капитаном, я просто сам сел и поехал!

Аллах рассудит

Отец Андрей проповедует только в тех деревнях, в которых жители сами себя идентифицируют с Православием. Ведь половина населения в Татарстане — мусульмане, а другая половина — русские, кряшены, мордва, чуваши — православные.

— Мусульмане и христиане здесь всегда жили мирно, — рассказывает местный мулла Сагид Хазрат, — это заслуга наших предков. Мы все плывем в одной лодке, зачем ее раскачивать? Аллах рассудит, кто из нас прав, а наше дело жить по-соседски!

— Меня удивляют люди, настаивающие на том, что нам нужно благовествовать народностям, которые не знают о Христе, — недоумевает отец Андрей. — Зачем ехать вспахивать чужой огород, если свой еще не вспахан?

Действительно, в Заинском районе нет ни одной татарской деревни, где бы за последние 20 лет не была построена мечеть. Но в десятках русских сел не только храма нет, люди-то «православные» не все крещены. Отец Андрей объясняет это тем, что священника нужно сначала обучить и потом еще содержать — малоцерковные пока жители не понимают, зачем им это нужно. А муллу в мечеть просто назначают из местных деревенских, у него уже есть свой дом, хозяйство — мусульманам в этом плане проще. Поэтому миссия на автобусе-храме в этих деревнях просто жизненно необходима. Причем своих новых «прихожан» батюшка не бросает — послужив однажды в какой-то деревне, он продолжает ездить к ним и дальше. Ведь никаких других автобусов, кроме автобуса-храма, в эти деревни не ездит — выбраться в город очень трудно, особенно для пожилых людей.

Миссионеры: бабушки и куклы

Отец Андрей ездит не один. Для миссии всегда нужна команда — приглашать на службы, раздавать листовки, помогать во время богослужения в автобусе-храме. Потенциальные миссионеры проходят обучение на курсах при соборе, которые ведет отец Андрей. Кроме того, на приходе действует воскресная школа для взрослых. А среди местных бабушек даже набралась группа активных миссионерок.

— В деревнях, где поработали Свидетели Иеговы, нас принимают настороженно, — объясняет отец Андрей, — но, когда берешь с собой пожилого человека, который, может быть, знает кого-то из этой деревни, миссия идет успешнее. Люди видят знакомых и открывают двери. Кроме того, молодежь иногда стесняется, а бабушка разве будет стесняться? Она скажет все, что думает!

Был даже случай, когда наши бабушки шли по деревне и к ним сектанты подошли: «Хотите поговорить о вере?», а бабушки отвечают: «Хотим!» — и давай им рассказывать! Сектанты сами от них убежали!

В другой раз миссионеры собрались в чувашскую деревню, все население которой — язычники.

— Представляете? — говорит отец Андрей, — Они так сами и сказали: мы язычники. Я рассказал об этом в соборе, вдруг одна бабушка сказала, что она чувашка, что это ее родной народ, и она хочет поехать с нами. Конечно, мы взяли ее с собой, и она там на чувашском языке проповедовала. Ей там говорили: «Мы, чуваши, — язычники», а она им отвечала: «Нет, мы — христиане, посмотрите на меня — я христианка!»

Но, вероятно, самое интересное то, что в автобусе-храме отец Андрей привозит с собой театр кукол «Илиотропион» («Подсолнух» по-гречески). Для местных жителей это целое событие общедеревенского масштаба.

— Театр кукол дает возможность приехать в любую аудиторию, — объясняет Галина Меир, худрук театра, — рассказать о Боге, достучаться до людей через неживые предметы иногда проще. Наши постановки — это не просто развлечение, в них куклы говорят о серьезном. Конечно, шутят тоже, но главное, что они призывают задуматься о Творце.

Просим вас с нами побеседовать

— Однажды мы приехали в деревню, — вспоминает отец Андрей, — прошлись по домам и к вечеру начали устраиваться на ночлег. Вдруг приходят 20 человек местных и говорят: «Мы хотим, чтобы вы научили нас вере». Я первый раз такое видел. Обычно людей и не заставишь ничего слушать о вере. А тут сами пришли. Во второй деревне тоже так было. Удивительно, люди сами тянутся к вере! Эта история стала для миссио-неров наградой, утешением и свидетельством о благословении Божием.

СЧЕТ ХРАМА

МПРО «Приход Свято-Троицкого собора», Нижнекамское отделение № 4682/057
г. Заинек, отделение «Банк Татарстан» № 8610 г. Казань,
ИНН 1647002021,
КПП 164701001,
р/с 40703810362170100024,
БИК 049205603,
к/с 30101810600000000603.

АДРЕС И ТЕЛЕФОН

Телефон для связи: 8 917-288-38-16, священник Андрей Стребков.

Адрес Свято-Троицкого собора: 423520, Россия, Республика Татарстан, г. Заинск, проспект Победы, д. 38.

Текст и фото: Екатерина СТЕПАНОВА
Журнал "Нескучный сад"