Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
18 Февраля 2010

Великий пост для прихожан храма открылся чтением по частям великого покаянного или, как его еще называют, умилительного канона преподобному Андрею Критскому на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга

Читается канон за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет. Великий канон состоит из 250 тропарей ( в обычных канонах не более 30), и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы.

«Обратите внимание, дорогие братья и сестры, какие в тропарях канона образцы святой жизни. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Все мы грешны, и очиститься можно только покаянием», - подчеркнул иерей Александр в одной из своих проповедей. Кроме того, отец Александр напомнил прихожанам, что церковь никогда не поддерживала всевозможные губительные лжеучения, магию, оккультизм и что в наше время нужно быть особо осторожными при встрече с подобного рода отступлениями.

На утрене Четверга пятой седмицы Великого поста этот канон читается в полном составе.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение. Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.

Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей». Из канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Во всех песнях канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его автор — пастырь и епископ — думал и о душах человеческих, располагая верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.

При завершении формирования Постной Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому преподобному Андрею канон завершается.

Вероника Вяткина