Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Великий пост для прихожан храма открылся чтением по частям великого покаянного или, как его еще называют, умилительного канона преподобному Андрею Критскому на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга
Читается канон за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет. Великий канон состоит из 250 тропарей ( в обычных канонах не более 30), и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы.
«Обратите внимание, дорогие братья и сестры, какие в тропарях канона образцы святой жизни. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Все мы грешны, и очиститься можно только покаянием», - подчеркнул иерей Александр в одной из своих проповедей. Кроме того, отец Александр напомнил прихожанам, что церковь никогда не поддерживала всевозможные губительные лжеучения, магию, оккультизм и что в наше время нужно быть особо осторожными при встрече с подобного рода отступлениями.
На утрене Четверга пятой седмицы Великого поста этот канон читается в полном составе.
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение. Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.
Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей». Из канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.
Во всех песнях канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его автор — пастырь и епископ — думал и о душах человеческих, располагая верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.
При завершении формирования Постной Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому преподобному Андрею канон завершается.
Вероника Вяткина