Новости Симбирской митрополии РПЦ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
СИМБИРСКАЯ И МЕЛЕКЕССКАЯ ЕПАРХИЯ
ПРЕСС-СЛУЖБА
e-mail: [email protected]
Исх. № 35 от 31 августа |
В средства массовой информации г. Ульяновска и Ульяновской области |
НАРЕЧЕНИЕ АРХИМАНДРИТА ФИЛАРЕТА (КОНЬКОВА) ВО ЕПИСКОПА БАРЫШСКОГО И ИНЗЕНСКОГО
31 августа 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Cинодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Конькова), клирика Симбирской епархии, во епископа Барышского и Инзенского.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл; митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии.
Чин наречения был совершен в соответствии с определениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года (журнал № 61).
При наречении избраннные к архиерейскому служению архимандрит Филарет обратился к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.
В этот же день состоялось также наречение во епископы архимандрита Вениамина (Королева), клирика Курской епархии, архимандрита Серафима (Домнина), клирика Пензенской епархии и архимандрита Иннокентия (Васецкого), клирика Челябинской епархии.
СПРАВКА
БИОГРАФИЯ
архимандрита Филарета (Конькова), избранного епископом Барышским и Инзенским
Архимандрит Филарет (в миру – Вячеслав Викторович Коньков) родился 6 декабря 1963 года в п. Домбаровский Орского района Оренбургской области. Крещен родителями летом 1964 года в г. Ульяновске в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».
В 1971 – 1981 гг. обучался в средней школе с. Артюшкино Сенгилеевского района Ульяновской области.
В 1982 – 1984 гг. проходил срочную службу в Советской армии. В 1985 – 1991 гг. учился в Московском инженерно-физическом институте по специальности «Кибернетика».
После окончания института до 1996 г. работал инженером в Институте физики высоких давлений Российской Академии Наук г. Троицк Московской области.
Весной 1996 года поступил послушником в мужской монастырь святой великомученицы Екатерины г. Видное Московской области. 30 ноября 1996 г. настоятелем монастыря игуменом Тихоном (ныне – епископ Видновский) пострижен в монашество с именем Филарет, в честь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
07 декабря 1996 г. епископом Можайским Григорием рукоположен во иеродиакона.
В 1998 г. в связи с болезнью отца, которому потребовался уход, отец Филарет переводится в Симбирскую и Мелекесскую епархию, где был определён в штат Жадовского мужского монастыря п. Самородки, Барышского района Ульяновской области.
22 марта 1998 г. архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом рукоположен во иеромонаха. 20 октября 2000 г. назначен наместником Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря п. Самородки, Барышского района Ульяновской области.
В 2004 г. окончил заочный сектор Саратовской Духовной Семинарии.
13 апреля 2006 г. возведён в сан игумена. В январе 2009 г. являлся участником Поместного собора РПЦ в составе делегации от Симбирской и Мелекесской епархии. 24 марта 2009 г. назначен Благочинным IV округа Симбирской и Мелекесской епархии.
12 августа 2012 года возведен в сан архимандрита.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Епископ (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.
Епископ - преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства - благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа - патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.
Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно торжественнее. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина — наречения и архиерейской присяги.
Чин наречения архиерея сохранился от древней практики, по которой кандидат в архиерейство избирался клиром и народом, а затем ему об этом торжественно объявляли и он давал согласие на рукоположение. В современной практике большинства Поместных Православных Церквей архиерей избирается общим собранием архиереев либо Священным Синодом. Миряне в избрании архиерея не участвуют.
В практике Русской Православной Церкви наречение во епископа совершается в храме отдельно от хиротонии по чину, сложившемуся не позднее XVII века. Архиереи облачаются в мантии и рассаживаются среди храма по старшинству. Избранный на архиерейское служение подводится двумя архимандритами к престолу, целует престол, кланяется патриарху (или первенствующему архиерею, если патриарх не участвует в хиротонии) и вместе с ними выходит через боковые двери алтаря. Все трое получают благословение от патриарха, а затем от каждого из присутствующих архиереев.
Затем один из старших пресвитеров (секретарь патриарха) зачитывает указ об избрании кандидата на епископскую кафедру. Следует объявление: «Честный архимандрит (имя), Святейший Патриарх Московский и всея Руси (имя) и Священный Синод Русской Православной Церкви благословляют твою святыню быть епископом богоспасаемого града (название)». Упоминание города здесь имеет глубокий экклезиологический смысл: епископское служение всегда связано с конкретным городом и областью, подобно тому как служение диакона и священника связано с конкретным храмом. Ставленник отвечает: «Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (имя) и Священного Синода Русской Православной Церкви быть мне епископом богоспасаемого града (название) со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».
Следует краткий молебен, в котором, по традиции, не участвуют ни хор, ни пресвитеры, ни диаконы: ектении и возгласы произносит патриарх, поют сослужащие ему епископы. Это указывает на «семейный» характер торжества: избранный на епископское служение входит в семью архипастырей — преемников и продолжателей дела апостолов.
Патриарх возглашает «Благословен Бог наш», архиереи поют «Трисвятое по Отче наш». После возгласа патриарха поются тропарь и кондак Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную! Человеколюбче, слава Тебе»; «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Этим подчеркивается, что избрание на архиерейское служение происходит при содействии Святого Духа.
После исполнения архиереями тропаря и кондака патриарх произносит ектению, в которой содержится отдельное прошение «о всечестнем архимандрите (имя), новоизбраннем во епископа». Затем совершается отпуст, и все архиереи садятся на приготовленные для них кафедры. Кандидат читает слово при наречении, в котором излагает свое видение архиерейского служения. Слово при наречении представляет собой своего рода программу будущего архиерея; вместе с тем в него традиционно включается благодарность тем людям, кому кандидат обязан своим духовным становлением.
По окончании произнесения ставленником слова архиереи встают, и протодиакон возглашает многолетие патриарху и всем присутствующим архиереям. Затем они садятся, и возглашается многолетие избранному на епископское служение. По окончании многолетия патриарх окропляет ставленника святой водой и ставленник получает благословение от всех присутствующих архиереев.