Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

Источник информации: Симбирская митрополия
17 Января 2015

В канун праздника Крещения Господня Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан стал героем программы «Один на один» телеканала «Репортёр». С Главой Митрополии беседовала автор и ведущая телепередачи Ирина Колоткова.

- Здравствуйте, Владыка! Освящение вод реки Волга – чья инициатива, и кому это нужно?

-Это была моя инициатива, и это нужно для всех, не только для симбирян. Волга – символ величия России. Освящение вод этой реки не только символ сопричастности празднику самих симбирян, это событие имеет серьезное значение в духовном плане для всего русского народа.

- А поддержку своих идей со стороны прихожан вы чувствуете?

-Дело как раз в том, что именно люди этого хотят. Инициативы сами по себе бесполезны. Любая инициатива важна тогда, когда она востребована и имеет отклик у народа.

- Вы не раз подчеркивали в своих выступлениях, что очень рады тому, что судьба привела Вас в Ульяновск. Почему? Что привлекло Вас в Ульяновске – то, что это стабильный, тихий регион? Или Вы здесь видите скрытые резервы?

- Причин много. Симбирск – это действительно родина талантов. Достаточно вспомнить Карамзина, Гончарова, Языкова, Пластова, политических деятелей… К ним в обществе относятся по-разному, но факт есть факт - это и Ульянов, и Керенский.

С другой стороны, Симбирск - это, если хотите, центр России. Самара, Казань, Пенза, Нижний Новгород – все рядом. Мне интересно было здесь поработать. Так сложилась жизнь, что в основном я трудился в Зарубежье. Но и в России тоже пришлось, причем, в самые трудные годы. 10 лет я был заместителем нынешнего Патриарха. Занимался организацией международных переговоров с главами государств и ведущими политическими деятелями.

Мне не хватало глубинки. Я все время был в бурлящем котле. Под вечер своей жизни мне захотелось спокойно осмыслить имеющиеся наработки, реализовать их, передать опыт, который я имею.

С другой стороны, я всегда мечтал вернуться сюда, в Симбирск. 50 лет назад я служил здесь в армии, и с тех пор этот край запал мне в душу как какой-то особый, благодатный уголок России.

- Вы служили и в Беслане. Что самым опасным считали вы тогда для себя?

- Вы должны понимать, что я не служил в конкретно Беслане. Я был управляющим Ставропольской и Владикавказской епархией. В нее входили тогда Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, Азербайджан и Северная Осетия. Это была очень большая территория. Но, когда случилась беда в Беслане, я через 40 минут был в школе.

Беслан, для меня, не просто трагедия России, это передел всей моей жизни: до Беслана и после. 52 часа изменили её и раскололи. На своих руках я выносил убитых и раненых детей. Я видел ад зла. Это тяжелое воспоминание, и тяжелый крест для всей России.

Сейчас в мире тоже неспокойно. В Париже произошел террористический акт. Но Россия за свою историю перенесла много больше. И, к великому сожалению, мировое сообщество реагирует очень мало на наши беды...

- Или избирательно.

- Да, или очень избирательно. В Европе считают, что они «белая кость», а мы – там, где-то ближе к азиатам, страна, наподобие Зимбабве. Человечество должно сострадать вместе, только тогда оно победит зло.

- Вопрос о строительстве, вернее возрождении разрушенных храмов. Чего больше здесь: модной тенденции или веления души? Может быть, это все-таки дань моде?

- Я думаю, что это пробуждение. Я все время повторяю одну известную фразу: стоящие в поле, в селе, в городе, разрушенные храмы - немое обвинение варварству нашего народа и в целом стране. Пока общество не поймет, что ценности, на которых воспитывались столетиями целые поколения, необходимо восстанавливать, оно - нездорово.

Я не соглашусь, что это модный тренд. Да, может и есть часть людей, кто хочет таким образом показать себя, но есть и те, кто бескорыстно, не требуя славы и огласки, хочет возродить порушенные храмы и делает это.

- И таких больше?

-Да, таких больше. Ко мне уже не раз подходили люди со словами: «Это наши предки разрушили и наш долг восстановить храм». Такие примеры - лицо нашего народа, его нравственного здоровья.

- Тонкая грань, что разделяет государство и религию настолько хрупка, что один неверный шаг может отбить желание верить во что-либо в принципе. Взять, к примеру, уроки православной культуры в общеобразовательных школах. Они должны быть обязательными или альтернативными?

- Давайте разберемся. Есть постановление Правительства РФ, которое предлагает для преподавания шесть предметных модулей. Четыре - это основы традиционных культур: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Еще два – основы светской этики и основы мировых религий. И право выбора одного из этих направлений сохраняется за детьми и их родителями. Выбор добровольный! Я хочу это подчеркнуть. Этот выбор они должны сделать, в том числе, и с участием представителей религиозных конфессий. Педагоги не должны навязывать свои директивы. Эта схема закреплена законодательно.

- Но ведь как часто учителя и директора, аргументируя тем, что у нас светское государство, принимают решение сами!

- Да, вы правы. И это - грубейшее нарушение. У меня уже запланирован ряд встреч с директорами школ и гимназий Ульяновска, где мы будем поднимать эту тему. Ни в коем случае ни педагоги, ни руководство учебных заведений не должны отнимать право выбора у детей и родителей.

И еще. Преподавание этого предмета - вопрос не сугубо религиозный. Это не основы православия как такового, не путайте! Верить или нет – дело каждого. Как называется предмет? Основы православной культуры. Дети должны знать культуру, веру своего народа, свои традиции. Они имеют на это право.

Другой вопрос. Нас часто пугают, что возможность альтернативы в изучении основ религиозных культур вызовет некий антагонизм. Антагонизм возникает из-за невежества, когда мы не имеем духовной культуры в принципе. Зная свою веру, будешь уважать веру других.

- А появятся ли в области православные гимназии?

- Да, мы говорили об этом с Губернатором, и это, практически, решенный вопрос. Мы работаем над этим. Если люди хотят воспитывать своих детей в православных гимназиях, то такие учебные заведения обязательно должны быть. При этом они должны быть общедоступными. Сейчас в Ульяновске есть одна, но она находится не в ведомстве епархии, поэтому обучение там достаточно дорого и доступно лишь единицам. Ситуацию надо менять.

- Владыка, Вы Маинский детский дом вы взяли под свою опеку. В чем она будет выражаться, почему только этот, а не все детдома?

- По возможности, мы будем заботиться обо всех детских домах, а Маинский, когда я побывал там, на меня произвел очень позитивное впечатление. Порадовало отношение педагогического состава к детям. И сами детки тоже. Там есть разные дети, в том числе, с замедленным развитием. Поэтому мы будем их не просто навещать, возможно, будем организовывать поездки - совершать паломничества. Что такое шефство - это внимание.

- Что Вас беспокоит больше всего сегодня в состоянии нашего современного Российского общества?

- Многое. Я представитель религии, поэтому больше всего меня беспокоит нравственное состояние общества. Мы все время говорим о демографии, но понимание брака у нас девальвировалось. Гражданский брак – что-то непонятное… Поживем, попробуем, получилось, не получилось… а в браке главное - дети. Также беспокоит проблема наркомании и пьянства.

Я 20 лет работал заграницей, и нигде нет такого количества девочек, что с сумочками на дорогах стоят… С депутатом одним разговаривал, он всё спорил в Государственной Думе, ратовал за свободу самовыражения, а я его спросил: «Хотел бы ты, чтоб твоя дочь так самовыражалась?» Он говорит: «Нет, моя дочь так не будет». Будет! Еще как будет! Я знаю многих высокопоставленных чиновников, у которых дети попадали в плохие компании и истории. Общество должно выздороветь.

И еще меня поражает странная тенденция оплевывать свою страну. Свою Родину, относиться к ней с каким-то сарказмом. К счастью, она присуща не всем, лишь некоторой части нашего общества, но эта часть наиболее криклива. С наслаждением такие люди подхватывают любую новость, неблагоприятную для нашего Отечества, и начинают муссировать её.

- Может это зависит от разочарования и неверия?

- Это от многого зависит. Разрушены основные нравственные ценности и ориентиры. Богатство сделали главным идолом человечества, заветной мечтой, в то время, как нравственное здоровье нации – главное для нас сейчас, особенно в это трудное время. И мы все должны это понять.

Никакие экономические перспективы, даже самые хорошие, не могут нас сделать счастливой страной. Впрочем, как и трудности, которые, к сожалению, есть. В трудные времена, перед лицом опасности для своего Отечества, народ сплачивается, и не боится этих трудностей.

- Спасибо, Владыка!

Пресс-служба Симбирской Митрополии