Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

Источник информации: Симбирская митрополия
2 Апреля 2018

Единственный, пожалуй, момент, который приводит в ступор всякого знающего, что Бог есть любовь – проклятие смоковницы. Вот Иисус захотел есть, Он пошёл к смоковнице в надежде найти там плоды, но вот, не обретя ничего, вдруг проклинает её! Не удивительно? Более чем. Ведь время-то вовсе не для плодов. И все это прекрасно знают. Никто же из нас не ожидает урожая яблок в апреле! И в мае тоже... Так что же такого в этой смоковнице?

Естественно, это какой-то образ, это очень важное для всех нас послание евангелиста. Рассказ о смоковнице обрамляет другой очень резкий пассаж, связанный с пребыванием Спасителя в Храме. Поэтому и смоковницу надо рассматривать во взаимосвязи с событиями храма. Чем же куст привлёк Иисуса? Мы знаем из Евангелия: пышностью своей листвы, не свойственной для тех месяцев. Куст внешне привлекателен, а внутри не имеет плодов! Вот в чем суть рассказа: и храмовое богослужение внешне отличалось пышностью и торжественностью; и участники этих служб тоже торжественны и внешне чисты, но каковы плоды их?

 Ещё пророк Исайя писал «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.  Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 11-17).

Для иудеев было важно исполнение внешнего благочестия, а что до внутренней жизни человека, так то не существенно. Ради сохранения религиозной чистоты можно и мимо умирающего пройти, лишь бы только не затронуть его и не оскверниться. Спроецируем весь этот фрагмент на нас с вами. Храм посещаем? Да. Выстаиваем службы? Да. Больше скажу: вербы освящаем, яйца красим, крест носим на шее, других даже учим как правильно поставить свечу и в какой момент службы в храме совершенно точно нельзя ходить... Но что внутри нас? Любовь? Мир? Долготерпение? Смирение? Когда мы последний раз помогали нуждающемуся? Полноценно так помогали, чтобы не от избытка собственных средств? Выходя каждый раз из храма, несём ли мы мир и любовь? Если да, то дальше можете не читать. Но ведь как часто мы надменно судим только других, тех, что не такие как мы; тех, что не смогли прийти в храм, например, а мы пришли. С лёгкостью вершим суд над всеми, словно это наша привилегия, данная нам Самим Богом: кто благодатен, а кто нет; кто силён в вере, а кто слаб; кто чист, а кто не чист и так далее без конца...

Заканчивается Великий пост. Он должен был бы сделать нас чище, приблизить к и без того близкому каждому из нас Богу, но что мы приобрели? Внешнюю пышность листвы смоковницы или  плоды, достойные нашего звания христиан? Можно с великой скорбью внешнего вида отстоять все службы Великого поста, но это не будет значить ровным счётом ничего, если мы не сможем поделиться христианскою радостью бытия с Богом с нашими ближними, если не сможем взрастить хоть сколько-нибудь благоприятный плод на ниве нашей грешной и подчас истерзанной души. Души всё ещё любимой нашим Богом, Который грядёт нас ради и нашего ради спасения на вольную смерть... 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)