Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

18 Сентября 2009

17.09.09.

Праздник Божией Матери «Неопалимая Купина» в Симбирске.

«…это очень намоленный, выстраданный храм».

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СВЯТО-БОГОРОДИЦЕ-НЕОПАЛИМОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

Неопалимовский кафедральный собор – это бывшая приходская церковь поселка Куликовка, которая была построена в 1910-х гг. и освящена в 1912 г. Специально для храма на Святой горе Афон была заказана икона Богородицы «Неопалимая Купина», на ней до сего времени сохранилась надпись: «Для церкви в поселке Куликовка». Икона прибыла в Симбирск 15 августа 1911 года.

Крестным ходом провел верующих и сослуживших ему духовенство епархии архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл вокруг Неопалимовского собора в день праздника 17 сентября. Владыка кропил стены храма и прихожан святой водой, отцы Николай Косых и Владимир Быков несли икону Божией Матери Неопалимая Купина, диакона с фонарем, крестом и хоругвями начинали процессию. Праздник от этого события стал еще краше, наряднее и благодатнее.

В этот праздничный день 17 сентября 2009 года Владыка вспоминал тех священников, которые сослужили ему в храме 20-ть лет назад, в дни его первых лет служения епископом, возрожденной Симбирской епархии. Это митрофорный протоиерей Георгий Халимонов, протоиерей Владимир Быков, протоиерей Константин Фролов, протоиерей Николай Косых, протоиерей Михаил Галныкин, ныне почивший игумен Владимир Бобров. За исключением отцов Георгия и Николая все перечисленные священники, сегодня служили вместе с Архиепископом Проклом на Божественной Литургии. По завершении которой, я беседовал с ними. Батюшки вспоминали те времена, годы юности, годы, когда они только-только начинали свое пастырское служение.

Отец Константин Фролов, настоятель Богоявленского храма в поселке Старая Майна:

«То были годы, когда в городе было только два действующих храма: Неопалимовская церковь и Воскресенская. Помню, тогда практически в каждое воскресенье венчалось по 18-25 пар! А крестилось от 200 до 250-тидесяти человек! В месяц крестили более 1200 человек! Можно сказать через эти два храма проходила вся область. Даже, если где-то были храмы, люди старались ехать в другие храмы, потому что было преследование верующих. Кто хотел служить Богу, кто верил Богу, те приходили, они не боялись,- Матерь Божия всех покрывала своей благодатью».

Отец Константин был пострижен в диакона в 1985-м году архиепископом Александром ректором Московской духовной семинарии, а в 1986-м году в Куйбышеве Владыка Иоанн Снычев, служивший архиепископом Куйбышевским и Сызранским рукоположил диакона Фролова в иереи. «Мы вместе с отцом Николаем Косых были поставлены в степень священства в один год Владыкой Иоанном Снычевым.

Отец Михаил в те далекие теперь годы пел в «Неопалимой» на клиросе: «В 1986-м году я демобилизовался. Но еще до армии я начинал служить у отца Бориса Крыжева в Воскресенском храме, а после армии пять лет служил здесь в качестве певчего.

Вспоминаю, как «уполномоченный» по делам религии, рьяно следивший за всеми Богослужениями, говорил нам на Крещение: какое количество литров, нужно освящать воды! Конечно, без воды не оставался никто, но вот подобные приказы сверху мешали и верующим и священникам.

С 1993 года служил здесь же, уже будучи иереем. Через полтора года был направлен в Ишеевку, где служу уже 17-ый год».

Во время праздничной Литургии архиепископ Прокл вручил протоиерею Михаилу Галныкину награду за усердное служение Матери Церкви: право ношения палицы. (Первой наградой для протоиерея является палица. Первоначально она была непременным элементом архиерейского облачения, впоследствии в качестве награды стала выдаваться заслуженным протоиереям. Палица носится там, где ранее носился набедренник, который при этом переносится на левую сторону. Прим автора).

Протоиерей Владимир Быков: «В Неопалимовском храме я служил с 1984-го года при тогдашнем настоятеле отце Никоне, теперешним Владыке Уфимской епархии. Тогда начиналось все возрождаться, подниматься с руин. Времена были коммунистические, верующих притесняли, запрещены были все свободные действия, как тогда говорили: пропаганда религиозных обрядов. На службах за нами следили, присутствовали соглядатаи, уполномоченные, докладывали, если священник на проповеди говорил, как им казалось что-то не по их установкам. Вызывал к себе в кабинет, выговаривал свои недовольства священнику. Предупреждал: мол «не нужно народ мутить, мало того, сами туда пошли и других за собой ведете!», «вам надо идти работать на заводах, поднимать пятилетку, а вы тут дурью маетесь, кадилом махаете ходите» и подобное прочее… Я ему отвечал, что у нас призвание такое: проповедовать веру христианскую и ставить народ на путь истинный. Проверяющие во время Богослужений даже в Алтаре находились, особенно, когда Владыка приезжал. Коллектив наш был очень дружный, несмотря на всякие неурядицы и трудности. Но мы старались держаться сплоченно, была меж нами крепкая взаимовыручка. На Рождество и Пасху, когда весь народ шел в церковь, у входа стояла милиция и в храм не пускали молодежь! И, тем не менее, люди, находили способ, чтобы креститься и венчаться. Никакие запреты, противоречия с властью, не останавливали людей. Но старались, чтобы никто особо об этом не знал, делали это всё тайно. На людей велись документы, все фиксировалось, потом выносилось на место работы, порицалось на общественных собраниях, выставляли людей «на вид», снимали с должностей, лишали премий, увольняли с работы. Совсем другая была система, время было сложное. Но мы с Божией помощью, выживали. А, когда сюда уже приехал архиерей, тогда сразу все стало по-другому. Образовалась Симбирская епархия, стали для нас вводится послабления, стало спокойнее служить. Негативная сторона со стороны властей стала меняться после празднования Тысячелетия Крещения Руси. Тогда мы как-то уже свободнее вздохнули. В октябре будет уже 20-ть лет образования нашей епархии. Я сам думаю: неужели столько много времени так быстро прошло?! Сегодня, слава Богу, совсем другое отношение к нам, другой дух, будем надеяться, что Господь и далее благоволит нам, и мы будем находиться под Его покровом и далее».

От лица губернатора области Морозова С.И. Владыку поздравила советник губернатора Ольга Николаевна Глебова, глубоко верующий и высоко духовный человек, прихожанка Неопалимовского храма с самых первых лет служения архиерея в епархии.

Народная артистка России Кларина Ивановна Шадько прочла в честь архиепископа духовные стихи. Игумения Магдалина из женского монастыря Михаила Архангела поздравила Владыку с праздником и пожелала многих и благих лет. Директор школы искусств Гудень Наталья Сергеевна вручила Владыке Проклу букет белых хризантем.

Протоирей Иоанн Косых ключарь собора произнес в адрес архиерея благодарственные слова от лица всего духовенства епархии.

Далее приведу историческую справку: беседу, ранее записанную мной с Владыкой Проклом: Архиепископом Симбирским и Мелекесским:

«Владыка, уже долгое время Вы служите в Симбирской епархии и все годы вашего служения прошли в этом храме, что означает лично для Вас этот храм?»

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл:

«Я служу здесь уже 20-ть лет, и просто сроднился с этим храмом. На сегодняшний день он считается самым большим храмом в городе. Думаю, что на следующий год его статус изменится, но, тем не менее, все лучшие события этих лет проходили и проходят в Неопалимовском храме. В 2014 году будет сто лет, как построен этот храм. Сам храм был построен временно, предполагалось на площади перед ним возведение большого собора, по всей видимости, так же в честь образа Неопалимой купины. Но последующие события в истории России помешали этому осуществиться».

«Владыка, можно ли сказать, что через этот храм прошли все священники Симбирской епархии?»

«В большинстве своем. Это те священники, которые были рукоположены мною, они получили хиротонию в этом храме. Из двухсот священников нашей епархии – примерно 170 рукоположены мною».

«В этом храме собраны десятки почитаемых икон, многие из которых стали особо значимыми для симбирян, такие как «Спас Нерукотворный», оберегавший врата града Симбирска от разгрома полчищами Степана Разина, и, конечно, образ Божией Матери «Неопалимая Купина» …»

«Иконы собраны дивные и разные, многие из них написаны на святой горе Афон, и в частности это образ «Неопалимой Купины», который нами был недавно в 2006-м году вновь обретен, он был первоначально написан именно для этого храма в одном из скитов Афона. «Великомученик Пантелиймон», «Святитель Николай» - это все большие афонские иконы. Написаны они все в начале двадцатого столетия. Многие иконы собраны с различных храмов, которые закрывались или разрушались в богоборские времена и в их числе тоже есть ряд Афонских икон».

«Владыка, чем объяснить построение храма с довольно редким посвящением в России образу Неопалимой купины?»

«По пожеланию симбирян, в связи с теми известными бедственными пожарами, которые многократно уничтожали город, было решено построить храм во имя Божией Матери Неопалимой Купины. На самом деле это очень редкостное название».

Мне в руки попали распространяющиеся по сей день среди прихожан Неопалимовского храма многократно ксерокопированные странички книги изданной еще в дореволюционное время о чудесных исцелениях полученных от образа Неопалимая Купина в граде Симбирске.

Среди пишущих, не только симбирские жители. Читаю письмо Иосифа Михеева Обухова, проживающего в городе Соликамске, Пермской губернии:

«24 декабря 1911 года я заболел крупозным воспалением легких. Болезнь осложнилась воспалением почек. Жена написала брату моему в город Симбирск о моей тяжкой болезни, которая увеличивалась и надежда на выздоровление была самая слабая, словом, жизнь моя была на волоске, 10-11-го января произошел резкий поворот к улучшению, так что врачи были удивлены. Впоследствии я получил от брата письмо из Симбирска, в котором он известил меня, что 10 января он служил молебен перед иконой «Неопалимая Купина» о моем здравии. Тут я понял, почему этого дня произошел поворот болезни к улучшению, счёл и считаю за чудесное исцеление меня Царицей Небесной. Я с благоговением принял крест и цветок. Присланные мне братом от иконы «Неопалимая Купина», здоровье мое еще заметнее пошло к улучшению и я выздоровел от смертельной болезни. Иосиф Обухов. 1-го апреля 1912 года».

Еще одно письмо:

«Страдала я тяжкой горловой болезнью в продолжение нескольких лет и кроме горловой болезни у меня была опухоль в левом боку, причинявшая мне непосильные мучения. Врачи определили рак и назначили операцию в «Красном Кресте». Доктор Грязнов предупредил, что операция опасная. Я согласилась, лишь бы избавиться от ужасных страданий, тем более, чо доктор предупредил, что без операции проживу недолго. Все было приготовлено для операции, и вдруг мною овладел страх, что я умру на приготовленном стола под ножом оператора. Я убежала из «Красного Креста» и обратилась со слезами к Царице Небесной, икона которой «Неопалимая Купина» в церкви Всех Святых. Выпила святой воды и растерла маслом из лампады горло и опухоль. Совершилось чудо надо мной грешно: болезни мои прошли вот уже больше месяца , и я прославляю Царицу Небесную за чудесное исцеление. Крестьянская девица дер.Семеновки, Шумовской волости, Мария Кузнецова.

Свидетели: Мария Гурьянова, Прасковья Куликова, Андрей, Степан, Иван Кузнецовы, Евдокия Маркелова, Пелагея Ермолаева…» и еще пять подписей.

Как мы видим, Афонская икона Божией Матери Неопалимая Купина была прославлена в Симбирске и широко известна в других городах России. Читая свидетельства, понимаем, что перед чудесным образом молились и получали исцеления верующие из Казани, Урала, Самары. Икона изначально хранилась в храме Всех Святых, но почитание перед ней и слава её побудило строить особый отдельный храм, в честь её святого имени. Так и была «пока устроена деревянная церковь на Куликовом поле в Симбирске». И велись сборы средств, и изыскивался проект на возведение собора.

Еще одно интересное письмо хочу привести. В нем не только описывается чудесное исцеление, но содержатся исторические сведения тех лет, читайте внимательно.

«Я много лет страдал ревматизмом ног и болезнью глаз неоднократно обращался к врачам. Но существенного облегчения не получил. Обратился мольбой к Царице Небесной, обещая съездить в Симбирск, и помолиться иконе Неопалимая Купина. Я мог двигаться только при помощи посторонних. В Симбирск я приехал поздно 21 апреля (1912 год. прим Нафанаила). Здесь из местной газеты я узнал, что 22 числа назначена торжественная закладка престола храма во имя чтимой иконы «Неопалимая Купина». Такое совпадение моего приезда с торжеством меня сильно обрадовало и и я решил раньше поехать в церковь, чтобы до обедни успеть отслужить молебен. Проснулся в 5 часов утра и вдруг почувствовал, что ноги у меня стали крепче и глаза не ломит. Я сам себе не верил и решил попробовать идти пешком в церковь. Дошел до церкви самостоятельно. При виде чудотворного образа меня охватил необычайный трепет. Лицо Богоматери, особенно глаза, на меня произвели потрясающее впечатление: в них виделась жизнь. Слезы хлынули у меня градом. Я горячо молился об исцелении меня от многочисленных недугов. Какая то неописуемая радость наполнила мою душу. Я не мог отойти от иконы, чтобы не лишиться этого, небывало-хорошего состояния. Я простоял и обедню, забыв о болезни ног – стоял более 4-х часов. Когда двинулся крестный ход с иконой «Неопалимая Купина» к месту закладки престола, пошел и я. Дорогой заявил о своем исцелении несшим икону и просил перенести её через меня. Желание моё было исполнено, и я вернулся в номер (Троицкая гостиница) совершенно здоровым. Вечером ходил вторично в Кладбищенскую Церковь и, отслужив благодарственный молебен чудотворной иконе «Неопалимая Купина», поехал домой в Казань. Считаю своим нравственным долгом громко сказать всем православным христианам о своем чудесном исцелении от ужасных мучительных страданий: от ревматизма я почти не ходил, от болезни глаз не мог читать и писать, теперь же хожу, и вот написал это сообщение без малейшей боли в глазах.

Надворный Советник Степан Гаврилов Нагаткин.

Свидетельства людей об исцелении были неоднократно напечатаны в Симбирских газетах, тщательно проверялись, и потом изданы отдельной книжкой. Интересно воспоминание прихожанина тех лет, рассказывающего:

«…А какой же зодчий найдется, чтобы воздвигнуть благолепный храм в честь «Неопалимой Купины» на Куликовом поле в Симбирске? Господь и Его Пречистая Матерь не оставит, конечно, милостью своих возлюбленных чад и укажет со временем такого избранника…

В настоящее время пока устроена деревянная церковь, св. икона стоит на возвышении, вся украшенная цветами. Пред нею устроен как бы шатер из рампад: это все лампады исцеленных и усердствующих.

Хорошо здесь, в особенности, когда после всенощной совершается акафист «Неопалимой Купине». В церкви полумрак. Все внимание приковывается к свету, окружающему образ Пречистой Девы. Священник умиленно читает похвалу Владычице, а народ весь – странный и ближний, радостный и скорбящий, как бы едиными устами от единого сердца поет Ей: «радуйся, благодатная Купино Неопалимая». Воистину – тихое и теплое пристанище покров Твой – Владычице Дево». Здесь царствует особое настроение. Богомольцы в большинстве привлечены сюда слухами о совершающихся по молитвам пред этим Пресвятым Образом чудесных исцелениях и других знамениях благодатной помощи».

Протоиерей Олег Кропочев.

«Отец Олег какое влияние оказала на Вас лично служба в кафедральном соборе?»

«Когда в 1997 году я приехал из Пензы, то это был мой первый храм. И первое свое послушание нес в кафедральном соборе. Естественно близость с владыкой Проклом оказала на меня благоприятное влияние, потому что это человек высокой духовной культуры. И сейчас здесь находится прекрасный коллектив, прекрасные священники. У каждого священника есть свои таланты. И я старался , трудился как пчелка, набирался опыта. Здесь была школа катехизации. Несколько лет я преподавал литургику. Поэтому здесь первый мой родной дом и самый любимый мой храм».

Владыка обратился к священникам, приехавшим с многих разных дальних приходов епархии:

«…Мне приятно видеть вас, собирающихся здесь не так уж часто. Но праздник привел вас, чтобы вы имели возможность встретиться со своими собратьями и имели возможность совместно помолиться».

Владыка был очень добродушен в этот праздничный день и много по-доброму шутил, своими прекрасными оборотами заставляя нас то задумываться и тут же весело смеяться: «Огонь все уничтожает на своем пути, не оставляет ничего, сжигает и транзисторы и шубы и кожанки, нажитые непосильным трудом…» Тут все хором смеются, понимают отношение Владыки к нашим земным слабостям. «А Матерь Божия,- Она охраняет нас своей милостью, и останавливает этот огонь, это пламя негодования. Поэтому мы должны с вами обязательно молиться Заступнице Усердной. Чтобы Она дала вам веру, что самое важное, и любовь к Церкви Её сына».

Протодиакон Андрей Коршунов:

«В этом храме в 1999 году я был рукоположен в сан диакона. И здесь началось мое духовное рождение. В этом храме я родился как священнослужитель».

Из проповеди Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла:

«Не так много в России насчитывается храмов, которые посвящены образу Пречистой Девы Марии Неопалимая Купина. Мы знаем, что этот образ спасает от пожаров. На моем первом приходе в селе Подлисье разразился страшный пожар, и прихожанка нашего храма Анна Александровна, когда огонь уже приближался к её дому, с небольшим образком Неопалимой Купины пошла вокруг своего дома, осенив его с четырех сторон. И затем осенила саму грядущую стихию. Тут произошло чудо, когда ветер повернул в обратную сторону. Сгорело очень много домов, а Господь помог той женщине предстательством Матери Божией сохранил их жилище. Самое важное – иметь крепкую веру и тогда Господь исполнит во благих наше прошение. Таких свидетельств мы знаем великое множество.

Я поздравляю всех вас с престольным знаменательным праздником, который является особым для многих стоящих здесь священников, которые были рукоположены мной в этом храме и получили начало своего духовного бытия у этого святого Престола, принося Богу сердечные покаяния и обретая благодать Святаго Духа. Да хранит всех вас Господь благостью Своею. Аминь».

Протоиерей Иоанн Косых:

«В этом храме я стал иподиаконом, диаконом, и священником. Здесь проходит вся моя священническая жизнь. Для меня трудно переоценить значение этого храма. Судьба этого храма отображает судьбу нашего города. Он единственный храм, который целиком сохранился, не считая Воскресенского храма, который изначально был часовней. Храм уцелел в годы лихолетия. Были разрушены великолепные храмы, но ни одного из них не осталось. Сохранился только вот, казалось бы, с виду неказистый, деревянный храм, который стал местом молитвы для тысяч симбирян. Они, несмотря на все притеснения, не смотря на все то, что творилось в советское время, когда веру выжигали каленым железом, а между тем, люди шли в этот храм и молились в нем. Поэтому, это очень намоленный, выстраданный храм. Для тысяч и тысяч симбирян, - это место родное. У нас открылось уже двадцать приходов в Симбирске, а все равно люди со всего города сюда приезжают, хотя бы время от времени, и говорят, что вот это все-таки мой родной храм».

Фото видео летописец Симбирской епархии, спецкор газеты «Православный Симбирск» Нафанаил.