Новости Тверской епархии
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
Светлое Христово воскресенье, день Святой Пасхи, предваряет семинедельный Великий пост, цель которого - покаяние, искреннее и сердечное раскаяние в грехах своих и намерение исправить свою жизнь. В дни Великого поста каждый верующий вглядывается в свою жизнь, дает оценку всему им совершенному - плохому и хорошему. Это дни глубокого и искреннего покаяния в своих недобрых делах и несовершенствах, принесения покаяния Господу, а значит, дни духовного очищения и углубления веры, приближения к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощенным воскресеньем. В этот день мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая за нарушение заповеди Божией. С того горестного момента началась долгая история человеческого рода на земле. История полная греха, преступлений, забвения о Боге, но полная многочисленных явлений милости Господней, главным из которых стало пришествие в мир Сына Божия, воплотившегося для спасения всех людей и возвращения их в рай, утерянный с грехопадением прародителей. Наша душа жаждет мира со всеми, потому что, она - христианка по природе, а основным признаком настоящего христианина является мир душевный. Зримое подтверждение этой мысли можно видеть каждый год на прощеное воскресенье, которое не оставляет равнодушным никого. Слезы на глазах молящихся, слезы благодатные, очищающие и оживляющие душу. Для того чтобы получить от Бога прощение грехов, мы сами должны простить своих ближних, причинивших нам огорчения и обиды. Эта истина подтверждается и чтением за литургией Евангелия: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный». В богослужебных песнопениях этого дня Церковь напоминает христианам о невоздержании Адама и Евы и последовавшем за этим наказании - изгнании из рая, чем побуждает нас к подвигам поста и покаяния. Это воскресенье называется прощенным, так как сегодня после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда верующие с земными поклонами испрашивают друг у друга прощение, чтобы очищенной от гнева и обид душой, примирившись со всеми ближними вступить в Великий пост, который начинается в понедельник. Как поститься Великим постом.
В этот день Архиепископ Виктор совершит Божественную литургию, Вечерню с чином прощения в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.
Архиепископ Виктор совершит Богослужения первой седмицы в храмах города, указанных в графике архиерейских служб (на сайте епархии).
8.03. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ (Воскресенье) Великого поста. Торжество
Архиепископ Виктор совершит Богослужения праздника в Воскресенском архиерейском соборе г. Твери.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В
Архиепископ Виктор совершит Богослужение памяти вышеназванных событий в Иоанно-Предтечеснкой церкви п. Козлово, Конаковского р-на.
12.03. Епархиальный совет.
Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря. На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми); седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Архиепископ Виктор совершит Богослужения праздника: Всенощное бдение в Восрксенском каф. Соборе г. Твери, Божетсвенную литургию в храме свт. Арсения (м/р Первомайский, ул. Строителей, 3), г. Тверь.
В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути 'Древо крестное', чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение. При сем поклонении поется песнь:
Церковь выставляет, в середине Вел. поста, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. Архиепископ Виктор совершит Всенощное бдение с выносом креста в Воскресенском каф. соборе г. Твери.
Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского. Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: 'Когда пришел я на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле'.
Архиепископ Виктор совершит Всенощное бдение памяти прп. Макария в соборе «Белая Троица» г. Твери, где почивают святые мощи Преподобного, и Божественную литургию во Введенской церкви г. Калязина.
31.03. Собрание духовенства Тверской епархии.