Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
31 Декабря 2009

6.01-7.01. Рождество Христово. Один из главных двунадесятых праздников. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной земного величия, - родился Богочеловек. Весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтесь,…родился вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове, и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до вида раба. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам звездословцам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком, войдя в храмину, где был Младенец, волхвы пали, поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: злато, ладан и смирну (Мф. 2, 11). Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе, люди спали как естественным сном, так и духовным. Лишь скромные Вифлеемские пастухи удостоились лицезреть это Божественное чудо и услышать с небесной высоты дивное пение бесчисленного ангельского воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице неслитно и нераздельно соединилось с естеством Божественным. Спаситель мира, восприняв наше естество, соединил нас с Самим Собою, освятил, обожил и вознес нас превыше небес. И если доселе человек находился во мраке и сени смертной, то теперь во Христе он - новая тварь, наследник жизни вечной. Христос Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества, Новый Адам и Восстановитель первоначального благодатного состояния, состояния, присущего человеческой природе до грехопадения. В праздничных церковных песнопениях по этому поводу говорится, что Рождество Христово принесло на землю истинное Боговедение, открыло людям путь к освобождению от греха, путь к победе над смертью и диаволом. Оно положило начало просвещению и обожению человека благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения. Таким образом, с рождением Богомладенца Христа был открыт людям путь к древу жизни, ко вкушению райской пищи, которой они некогда лишились за непослушание Богу, всем проложен удобно проходимый путь к небу.

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Вот как его приготовить: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, по вкусу. Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

6 января (в Рождественский сочельник) в 7.00. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершит Великие часы и литургию, а в 22.00 – Рождественскую утреню и Божественную Литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

7 января заканчивается Рождественский пост, установленный для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Окончание поста сопровождается праздником – разговенье - праздничный обед в православном доме после участия в Литургии, праздничный стол, кушанье. Также с этого времени начинаются 'святки' - святые радостные дни, которые продолжаются до праздника Крещения Господня.

Рождественские елки: 7.01. в 12.00. – Епархиальная общеобразоват. школа им. свят. Тихона Задонского. 8.01. в 14.00. – Тверской гарнизонный Дом офицеров; 8.01. в 12.00/13.00 – храм «Трех исповедников»; 12 -13.01 в 16.00 – НОУ «Русская школа»; 14.01. в 16.00 – правосл. д/с им. св. блг. кн. Анны Кашинской. 11.01. в 12.00. - Епархиальная елка в Тверской академической филармонии. 12.01. в 18.30 - Рождественский концерт в Тверской академ. филармонии.

11.01. Великая вечерня и поздравление Владыки Виктора с праздником: Воскресенский кафедральный собор (т. 42-25-21).

14.01. Обрезание Господне. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. В Вознесенском соборе г. Кашина Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершит всенощное бдение и Божественную литургию свят. Валилия Великого – в честь памяти Святителя.

15.01. Преставление прп. Серафима Саровского. Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему Преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово Преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10). Праздничную литургию Архиепископ Виктор совершит в храме прп. Сирафима Саровского г. Твери (на Валынском кладбище).

18.01.Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Строгий пост. По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Архиепископ Виктор совершит Вечернее Богослужение в соборе 'Белая Троица' г. Твери, и в 7.30. - Божественную литургию и Великое освящение воды в монастыре Нило-Столобенская пустынь.

19.01. Святое Богоявление (Крещение Господне). Один из главных двунадесятых праздников. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец свидетельствовал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Крестителя и Пророка Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить и спасти по благодати падший человеческий род. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). В этот день совершается Великое освящение воды, Крещенскую воду еще называют «агиасма», что означает «святыня». И отношение к ней должно быть соответствующее. Нужно помнить, что мы приходим в храм не просто за водой, а за святыней. Не следует ругаться, дерзко вести себя, пробираться без очереди. Лучше, когда ожидаешь, привести свои мысли в порядок, отвести от себя дурные помыслы. Если человек немощный или с маленьким ребенком и не может долго стоять, то лучше попросить у прихожан позволения пройти вперед. Святая «агиасма» поможет нам и нашим близким исцелиться от душевных и телесных мук. Крещенская вода может храниться в течение года и не портится.

Праздничные Богослужения Архиепископ Виктор совершит в монастыре «Нило-Столобенская путынь» в 22.00.

22.01. Святителя Филиппа, митрополита Московского. За обличения неправедных дел царя Иоанна Грозного Святитель Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, где впоследствии был задушен. В день памяти Святителя Владыка Виктор совершит Богослужения в храме Рождества Богородицы г. Твери.