Новости православия (архив)

27 Февраля 2004

В четверг 1-й седмицы Великого поста, 26 февраля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме святителя Николая в Звонарях, на московском подворье Успенского Пюхтицкого женского монастыря.

За богослужением молились настоятельница Пюхтицкого подворья игумения Филарета (Смирнова), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря (Владимирской епархии) игумения Елисавета (Жегалова), насельницы и прихожане подворья, а также многочисленные паломники.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом:

– Я сердечно поздравляю матушек игумений и особенно матушку настоятельницу московского Пюхтицкого подворья, насельниц обители и всех вас, дорогие братья и сестры, с наступившим благодатным временем Великого поста!

Сегодня мы завершили чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. В первый день Великого поста я читал канон в Храме Христа Спасителя, во второй день – в Богоявленском соборе, в третий день – в Преображенской церкви в Переделкино. Сегодня мы вместе молились здесь, в Благовещенском храме подворья Пюхтицкого монастыря в Москве.

Готовя нас к спасительному поприщу Великого поста, Святая Церковь на всенощном бдении в одном из песнопений, обращенных к Божией Матери, молится: «На спасения стези настави мя, Богородице». То есть мы просим, чтобы Пречистая Богоматерь наставила бы нас на спасительный путь покаяния. В каноне преподобного Андрея Критского мы также многократно обращаемся к Божией Матери. В минуты сердечных воздыханий и молитв, в горести и радости, в минуты жизненных испытаний, трудностей и болезней мы чаще всего обращаемся именно к Пресвятой Богородице. И главнейшим из прошений, с которыми мы взываем к Божией Матери, является моление о том, чтобы Пречистая наставила бы нас на путь спасения. Проходя спасительное время Великого поста и принося Господу раскаяние в своих вольных и невольных согрешениях, мы должны обращаться к помощи и заступничеству Богоматери, чтобы пост, в который мы вступили, был бы для нас спасительным, чтобы мы провели его с пользой для души. Каясь и оглядываясь на свой жизненный путь и поверяя его заповедями Господними, будем приносить Господу нелицемерное покаяние в чаянии будущего спасения.

За три недели до начала Великого поста, в приготовительные недели, Церковь дала нам пример смирения мытаря и пример покаяния блудного сына – человека, который пришел в себя, осознал и решил, что необходимо вернуться в отчий дом. С этой покаянной мыслью он возвращается в дом отца своего, который всегда любил его, даже когда сын бесконечно удалился от своего отца. Так и Отец Небесный ждет нашего обращения, ждет, когда мы вернемся в дом отчий, когда удалимся от греха и осознаем, что эта краткая земная жизнь, которую мы проходим, является лишь подготовкой к Жизни вечной, а Великий пост является временем нашего духовного обновления. Не случайно святыми отцами это время называется весной духовной, ибо, как весной обновляется природа, так должна обновляться и человеческая жизнь, душа человеческая благодатью Господней чрез пост, покаяние и воздержание.

На вечерне первой Литургии Преждеосвященных Даров в одной из стихир Церковь призывает нас, постясь телесно, поститься и духовно. Главное ведь не в том, чтобы только лишь воздерживаться от скоромной пищи, гораздо важнее – наложить на себя духовный пост, воздерживаться от тех грехов, к которым мы так привыкли и которые делаем, часто даже не замечая этого. Особенно это касается нашего отношения к ближним, с которыми мы вместе идем по одной дороге жизни. Мы часто осуждаем их, мы сердимся, раздражаемся, не проявляем Христову любовь по отношению к ближнему. А ведь на Страшном Суде Господь взыщет от нас именно дел любви по отношению к ближним, ибо сделанное нашим ближним Господь принимает как сделанное Ему Самому.

Мне хочется от души пожелать всем вам достойно пройти спасительное поприще Великого поста с пользой для души, проверить свою совесть, покаяться. Желаю вам, чтобы, принимая Святые Тайны Христовы – Божественное Тело и Честную Кровь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, – все мы осознавали, что мы соединяемся с Господом и освящаемся Им. Апостол говорит: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4. 13). И так же каждый христианин может сказать, что когда он с Господом, когда он принимает Тело и Кровь Христовы, он соединяется с Богом и укрепляется в Нем.

Великий пост является временем подготовки к Страстной седмице, когда мы вспоминаем искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего нас ради человек и нашего ради спасения. И если мы достойно пройдем поприще Великого поста, то на Страстной седмице непременно прочувствуем величие искупительного подвига Спасителя мира, совершенного для спасения мира. Тогда Господь даст нам ту особую радость, которую переживает сердце православного христианина в Пасхальную ночь, когда мы встречаем Воскресшего Господа и Спасителя нашего. Поэтому всем нам необходимо подойти к Страстной седмице духовно подготовленными, чтобы в радости встретить Светлый день Пасхи Христовой.

Да хранит и благословит всех вас Господь!

Затем Святейший Патриарх Алексий приложился к чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Беседуя с паломниками, Его Святейшество рассказал о чудесной судьбе иконы:

«Это единственная икона, которая чудом сохранилась от разоренного в 30-е годы ХХ века храма святителя Николая в Звонарях. Икону спасла благочестивая прихожанка, которая привезла образ в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии. После возрождения храма икона вернулась на то место, на котором она находилась до его разорения. Это живая связь между храмом, который существовал здесь до разорения, Пюхтицким монастырем и тем храмом, который недавно был воссоздан трудами и заботами матушки игумении и всех, кто принимал участие в возрождении этой порушенной святыни, ставшей московским подворьем Пюхтицкого Успенского монастыря».

Церковно-научный центр
«Православная энциклопедия»

См. также: